Загадочные мегалиты Мальты

Остров со странностями

Этот клочок земли менее чем в ста километрах к югу от Сицилии состоит всего из нескольких островов, из которых только два обитаемы. Он будто нарочно был поднят со дна моря, чтобы проверить человека на стрессоустойчивость и неистребимое желание выжить во что бы то ни стало. Ведь на Мальте нет ни крупных лесных массивов (лес Маниката – скорее, рощица), ни природных резервуаров с пресной водой.

Да, на островах есть современные города. Мало того, в 70-80-х годах прошлого века курорты Мальты слыли одними из лучших в акватории Средиземного моря. Но слава туристического рая осталась в прошлом. Как и удивительная древняя цивилизация, населявшая архипелаг в незапамятные времена и создавшая непонятного назначения сооружения, поражающие как своими циклопическими размерами, так и количеством неразгаданных тайн. А затем так же неожиданно канувшая в Лету, задолго до того, как историки античности смогли зафиксировать ее пребывание в этом мире.

Странностей на Мальте хватает и сегодня. Например, на фасадах некоторых церквей вы можете встретить два циферблата часов: на одних верное время, на других – нет. И знаете почему? А чтобы сбивать с толку нечистого!

И все же это не идет ни в какое сравнение с теми тайнами и загадками, которыми буквально пропитаны доисторические достопримечательности Мальты. Осматривая их в 2015 году, я раз за разом задавался вопросом: почему же они до сих пор не нашли достойного отражения на денежных знаках островной республики? Ведь более действенную рекламу для привлечения на археологические объекты туристов еще нужно поискать!

Нет, кое-что, конечно, уже появлялось на деньгах страны. Например, «святая святых» мегалитической культуры Гипогей – знаменитый подземный храмовый и погребальный комплекс. Он был случайно обнаружен в одном из пригородов Валетты (столицы Мальты) в конце XIX века и датирован 4000 годом до н. э. Изображение, пожалуй, самой таинственной части подземелья было помещено в левом нижнем углу давно вышедшего из обращения мальтийского бумажного фунта (лиры) (рис. 1).

В оформлении национальных купюр того времени (а в 2008 году Мальта перешла на евро) использовались и элементы древних орнаментов. Ими, в частности, украшены бумажные дензнаки серии 1967 года (рис. 2).  Это замысловатые завитушки в верхнем правом углу каждой из банкнот, упрятанные под цифру номинала. Спирали, по мнению историков, символизировали у древних средиземноморцев круговорот жизни во времени. При этом за вдохновением художник явно обращался к камням храмового комплекса Таршиен (Эль-Тарджин), что расположен неподалеку от Гипогея. Сегодня оригиналы каменных блоков хранятся в столичном археологическом музее.

Следует упомянуть и одну из мальтийских разменных монет (рис. 3), на которой в свое время даже был увековечен неолитический алтарь. Тот самый, с растительным узором, который нашли при раскопках в Хаджар-Им, еще одного мегалитического храмового комплекса на Мальте. Сегодня он выставлен в экспозиции вместе с меандрами1 из Таршиена.

И все-таки, если учесть, что до открытия Гёбекли-Тепе в Турции и определения его возраста в 12 тысяч лет самыми древними рукотворными храмами на Земле считались именно мегалитические сооружения Мальты, то такое спокойное, если не сказать равнодушное, отношение к своему историческому наследию лично мне казалось по меньшей мере странным.

Впрочем, уже в следующем, 2016 году ситуация изменилась. Центральный банк Мальты заявил о поэтапном выпуске серии памятных монет «Мальтийские доисторические комплексы». Так как собственного монетного двора островная республика не имеет, они чеканятся во Франции. В рамках серии планируется выход семи «двухевровиков». По воле судьбы на первых трех из них оказались те мегалиты, о которых я теперь знаю не понаслышке. Кстати, и посещал я их в той же последовательности, как выходили монеты: это Джгантия, Хаджар-Им и Мнайдра.

«Башня гигантов»

Итак, первой на интернет-аукционах в 2016 году появилась монета «Джгантия» (рис. 4, 5, 7). Я прекрасно помню вызванный этим ажиотаж в среде немецких нумизматов, когда еще даже не пущенные в обиход монеты раскупались, как горячие пирожки. К концу первого месяца предпродаж (а до выхода монеты в оборот оставалось еще полгода) цена на этот мальтийский двухевровик увеличилась в пять раз против номинальной.

Джгантия переводится как «Башня гигантов». Это неолитическое сооружение с использованием циклопического стиля каменной кладки, состоящее из двух храмов, находится практически в центре Гозо – второго по величине из мальтийских островов. По заверениям ученых, оно и одно из древнейших (радиоуглеродный анализ показал около 3600-2500 гг. до н. э.).

И, кстати, единственное из доисторических строений архипелага, о происхождении которого потомки строителей сложили легенду. В ней, конечно же, фигурирует великан, точнее великанша по имени Сансуна. Огромные глыбы она перетаскивала на голове, придерживая их одной рукой. И при этом постоянно жевала то ли волшебные бобы, то ли заколдованную фасоль. Видимо, это придавало ей дополнительные силы. Целый день она стаскивала камни в кучу, а на воплощение циклопического проекта у нее ушла вся ночь. По другой версии, на момент возведения святилища великанша была беременна. И родившийся вскоре «малыш» провел свое детство в стенах Джгантии.

На монете хорошо видны исполинские каменные блоки, из которых собрано храмовое ограждение. Высота отдельных из них достигает пяти с половиной метров.

В пяти полукруглых апсидах обоих святилищ, в непосредственной близости от алтарей, археологи нашли кости жертвенных животных. Но выяснить, каким божествам они предназначались, так и не удалось. Пока на этот счет лишь выдвигаются теории и строятся версии. Ведь неизвестный нам народ не оставил после себя никаких письменных источников. Тем удивительнее кажутся заверения некоторых «продвинутых» в эзотерике туристов, пытающихся установить среди хаоса камней места силы, будто бы разбросанные по всей Джгантии. Там, по их мнению, можно поправить свое здоровье и даже полностью излечить заболевания вполне конкретных органов.

Впрочем, следует признать, что комплекс Джгантии и в самом деле производит сильное впечатление. Даже на тех, кто исследованию мегалитов посвятил все свое свободное время.

Ну а если еще и проникнуться пониманием того, что нам практически ничего не известно как о его строителях, так и об их религиозных представлениях, то легко почувствовать себя избранником судьбы, коему уготовлена честь сделать очередное сенсационное открытие.

Интересно, что в преддверии выхода монеты внимание к ней на предварительных торгах на интернет-аукционах пытались привлечь изображением дензнака, которому не суждено было увидеть свет (рис. 7). Там показан внутренний интерьер древнейшего из наземных святилищ Мальты. Возможно, это один из вариантов монеты, который отклонили. Но макет все-таки засветился в eBay.

Просто мистика какая-то!

Уверен, что и сегодня еще у многих на слуху уникальная спасательная операция, проводившаяся с 8 по 10 июля 2018 года в одной из труднодоступных пещер на севере Таиланда. Миллионы людей по всему миру, затаив дыхание, следили за развитием событий, молясь о заключенных под землей подростках и идущих к ним на помощь спасателях. В конце концов усилиями пловцов таиландских ВМС и профессиональных дайверов двенадцать игроков детской футбольной команды и сопровождавший их тренер были вызволены из полузатопленной пещеры Тхам Луанг. К сожалению, не обошлось и без жертв: при подготовке операции геройски погиб один из дайверов-волонтеров.

А теперь представьте себе, как должны были чувствовать себя родные и спасатели школьников, бесследно пропавших еще до войны в подземельях Мальты! Заметка об этой трагедии была опубликована в августовском номере National Geographic за 1940 год. Тридцать учеников начальных классов в сопровождении двух учителей отправились на самый нижний уровень катакомб Гипогея.

Чтобы дети не потерялись, их привязали веревкой друг к другу. Но как только последний из маленьких спелеологов спустился в лаз (сегодня он замурован, но по прежнему находится там, куда ведет портал, изображенный на боне в 1 лиру 1973 г.), случился обвал. Когда же его разобрали, ни школьников, ни воспитателей найти не удалось. Люди словно испарились. Правда, еще в течение нескольких недель несчастные матери обращались в полицию с заявлениями, что слышали плач и крики своих чад, доносящиеся из-под земли...

Ну не мистика ли! Ведь несмотря на многочисленные поиски, пропавших так и не обнаружили. По истечении трех недель поисковые работы были прекращены, а дети объявлены погибшими. Одновременно власти распорядились замуровать проходы ко всем неисследованным подземельям острова.

«Камни для поклонения»

Примерно так переводится название расположенного на южном побережье Мальты храмового комплекса Хаджар-Им, который по мнению специалистов лишь немногим моложе Джгантии. Считается, что его возведение занимало промежуток между 3600 и 2500 годов до н. э. В 2017-м были отчеканены двухевровые монеты с видами на эту – во всех отношениях удивительную – археологическую площадку(рис. 8 – 11).

Строители Хаджар-Има использовали глобигериновый известняк приятного желтоватого оттенка. И в солнечные дни, несмотря на то что это и соседнее святилища упрятаны под специальные навесы, создается впечатление, будто мегалиты светятся сами по себе. Помню, когда рассматривал камни, мне постоянно приходилось щуриться. И даже в тени я практически не снимал солнцезащитных очков.

Кстати, тенты над камнями Мальты натянули относительно недавно, лишь в 2009 году. С одной стороны, они, конечно же, мешают осматривать объект. Ведь не только исчезает возможность наслаждаться видом мегалитов на фоне моря, но и нарушается сама аура святилища. С другой стороны, навес, безусловно, защищает древние сооружения от капризов природы, а значит, продлевает им жизнь и увеличивает шанс для будущих поколений увидеть древние мальтийские храмы собственными глазами. Кроме того, по тысячелетним развалинам теперь можно бродить без зонтика от солнца, не опасаясь получить солнечный удар. Впрочем, говорят, что после окончательной реставрации и консервации археологических площадок – лет эдак через 15 – защитные навесы все же уберут.

Хаджар-Им продолжает хранить свои тайны, отличающие его от остальных неолитических святилищ архипелага. И речь не только о размерах каменных блоков и особенностях архитектуры каждого храма в отдельности. Даже при условии, что современный вид всех без исключения мегалитических сооружений Мальты не соответствует тому, в каком они представали перед своими первооткрыва-телями в XIX-XX веках. И уж тем более мы не знаем, как они выглядели изначально. Достаточно взглянуть на гравюры и старые черно-белые фотографии с раскопок, чтобы убедиться, что по меньшей мере внешние стены и Джгантии, и Хаджар-Има, и Мнайдры были реконструированы уже археологами. Что нередко происходило и происходит с древними развалинами и в других частях света.

Но среди камней этого сакрального комплекса имеются своеобразные ниши, словно бы имитирующие оконные проемы. Исследователи считают их приспособлениями для общения с прорицателями – оракулами, как их называли в древности. Помимо этого были обнаружены «замурованные» камеры, сообщавшиеся с другими помещениями святилищ посредством круглых отверстий, проделанных в стенных блоках. Предполагается, что туда бросали некие подаяния. Для чего это делалось и правильно ли все эти особенности мегалитических сооружений были поняты учеными, нам уже видимо не узнать никогда.

К особо ценным находкам Хаджар-Има относят два алтаря, подобных которым среди других мальтийских мегалитов найдено не было. Ученые датируют их появление последней фазой существования комплекса, что немножко не стыкуется с датировкой (4000-2500 гг. до н. э.) на табличке с музейной витрины, в которой выставлен оригинал одного из них (рис. 14). Кстати, именно этот экспонат музея Валетты и запечатлен на уже упоминавшейся мальтийской монете в 5 центов 1972 года.

Хаджар-Им является наиболее крупным из мегалитических строений Мальты. Его неоднократно расширяли и достраивали. И сегодня историки выделяют четыре храма, из которых наиболее хорошо сохранился южный. Он-то и украсил собой вторую монету серии. И он же является обладателем самого большого монолита из когда-либо использовавшихся при строительстве мальтийских мегалитических сооружений. Во всяком случае, о более крупных нам ничего не известно. Этот великан (рис. 12), встроенный в фасад южного храма, имеет в длину 7, а в высоту 3 метра. И весит примерно 25 тонн.
Хаджар-Им с соседним храмовым комплексом Мнайдры связывает дорожка длиной примерно в полкилометра. Занятно, что в прежние времена, с наступлением весны, когда каменистые склоны вокруг мегалитов покрывались первыми еще робкими цветами, по обеим сторонам от этой дорожки местные жители расставляли жерди с птичьими клетками. Громкое щебетание пернатых пленниц на земле сбивало с толку перелетных птиц, возвращавшихся из африканских зимних квартир в Европу. И те на радость островитян во множестве попадались в ловчие сети, натянутые между жердями. Вероятно, и далекие предки мальтийцев практиковали схожие методы охоты, чтобы хоть немного разнообразить небогатый островной рацион.

Мнайдра и астрономия

Храмовый комплекс Мнайдра расположен у обрывистого берега с видом на крохотный островок Фильфла. Его современное название буквально и переводится как «вид». Комплекс включает в себя три доисторических храма возрастом в пять с половиной тысячелетий (общепринятая датировка). Раскопки сооружений, составленных из блоков кораллового известняка, были начаты в 1840 году – всего через год после открытия руин Хаджар-Има. А в 2018-м они оказались увековеченными на памятной монете (рис. 13, 15).

Ученые продолжают гадать о смысле каменных построек Мальты. И пытаются объяснять их появление, кроме всего прочего, еще и обширными познаниями древних островитян в астрономии. Ссылаются при этом на расположение комплексов относительно частей света или их схожесть с определенными созвездиями. В случае Мнайдры они практически уверены, что храм строился с учетом восхода солнца в дни равноденствия (20 марта и 22 сентября) и солнцестояния (21 июня и 21 декабря). Макеты строений в музее, закрепленном за археологическим парком, демонстрируют эти заверения историков вполне наглядно. Мало того, до появления над мегалитическими строениями современных защитных перекрытий, местное культурно-историческое общество «Наследие Мальты» даже устраивало экскурсии к храмам в те самые дни равноденствия и солнцестояния, чтобы туристы могли воочию убедиться в предсказуемости игры солнечных лучей на древних стенах Мнайдры и Хаджар-Има.

Долгое время исследователи сомневались, были ли мегалитические капища древних мальтийцев изначально упрятаны под навесы или крыши. В настоящее время господствует мнение, что кровли у храмов все-таки имелись (рис. 17).

Выглядело это, возможно, так, что коридоры и узкие переходы между залами перекрывались каменными плитами. А над апсидами и другими помещениями настилалась кровля из бревен и хвороста, которую потом обмазывали глиной или засыпали землей. Такой вывод был сделан на основании наблюдений. Дело в том, что все более или менее ценные артефакты (украшенные орнаментами плиты, статуэтки и т. д.) были уже на стадии раскопок вывезены с археологических площадок в музеи. А их место частично заняли хорошо выполненные копии. Так вот, современные дубликаты уже сейчас несут на себе следы влияния стихий, чего не скажешь об оригиналах, которые тысячелетиями пролежали в земле. Отсюда напрашивается вывод, что находки археологов, вероятно, никогда не находились под открытым небом. Есть тому и другие косвенные подтверждения. Например, в комплексе Таршиен по сей день видны следы сильного пожара. Трудно представить, чтобы он был вызван возгоранием камней. Скорее всего, горела как раз кровля. И когда она рухнула вниз, пламя выкрасило стены святилища в черный цвет.

Визитной карточкой мальтийских комплексов можно смело считать своеобразные «дверные проемы», обрамленные огромными обработанными вручную монолитами. Самые крупные из них были использованы в Таршиене и при возведении главного входа в Хаджар-Им. Это, безусловно, свидетельствует о связи мальтийских доисторических святилищ с дольменами и тумулусами (купольными гробницами), разбросанными по всей Европе (рис. 12). Вполне даже может статься, что именно они вдохновили строителей мегалитических сооружений во Франции, Германии и других странах на осуществление собственных сакральных проектов. Что, кстати, лишний раз указывает на существование в глубокой древности общемировой мегалитической цивилизации. С известными центрами практически во всех частях света.

Вход в одну из наиболее хорошо сохранившихся курганных гробниц Европы можно рассмотреть на актуальной банкноте острова Джерси (крупнейший среди Нормандских островов в проливе Ла-Манш) в 1 фунт (рис. 18). Там запечатлен знаменитый исторический памятник округа Грувиль – Ла-Хуг-Би. В XII веке на его вершине была выстроена часовня Notre Dame de la Clarté. На постройку Ла-Хуг-Би у древних мастеров ушло 70 огромных валунов, крупнейший из которых как раз и находится над входом в захоронение. Только вот в отличие от мегалитических святилищ Мальты, вход в неолитические каменные гробницы вел к местам захоронений, а не к апсидам с жертвенниками.

С 2006 года один из «дверных проемов» Мнайдры (рис. 20) украшает реверсы всех мальтийских разменных монет номиналом от 1 до 5 евроцентов (дизайнер Ноэл Галеа Базон)(рис. 19).

Венеры палеолита

К наиболее ценным находкам, сделанным в древнейших мальтийских храмах, относятся скульптурные изображения антропоморфных (человекоподобных) существ. Выглядят они очень странно. У них огромные, будто раздутые страшной болезнью тела и сравнительно маленькие голова, кисти рук и ступни. Исследователи считают эти фигурки женскими, а гипертрофированные телеса объясняют наличием у древнейших островитян некоего загадочного культа. Сегодня странные статуэтки можно увидеть практически во всех музеях Мальты (рис. 22).

Похожие скульптуры, кстати, находили и при раскопках в других странах. Например, на территории Фессалии (исторический регион на северо-востоке Греции), а также в Анатолии (Турция). Оттуда родом и терракотовая фигурка на серебряной 50-лировой турецкой монете 2010 года, выпущенной в памятном наборе из трех монет под названием «Стамбул – культурная столица Европы» (рис. 21).

Наиболее выразительные из мальтийских статуэток уже давно заняли почетные места на островных почтовых марках и открытках, вызывая смятение у гостей Мальты своим непривычным видом (рис. 23).

Вопросов к этим удивительным произведениям искусства много. Например, не все мальтийские пухлячки могут быть отнесены к представительницам женского пола. Достаточно и таких образов, где однозначное определение половых признаков затруднительно. Один из них в 2006 году был запечатлен на пробном варианте мальтийской разменной монеты (рис. 24).

Контуры изображенного там человечка вроде бы напоминают таковые у страдающей чрезмерной полнотой женщины. Но вот грудь у него отнюдь не женская. Самой же удивительной из статуэток, к созданию которой приложил руку неизвестный нам мастер, современник мегалитов Мнайдры, является «Спящая леди».

Загадки Спящей леди

Эта уникальная терракотовая фигурка высотой в 12 см выставлена на обозрение в главном археологическом музее страны (рис. 25). Обнаружили ее при расчистке Гипогея, одарив весьма подходящим прозвищем.

Тучная дамочка с крохотной головкой и такими же непропорционально маленькими кистями и ступнями «покоится на ложе, уютно повернувшись на бок». Правой рукой она обнимает некое подобие подушки, а левую прижимает к груди. Верхняя часть тела и явно женская грудь обнажены, а огромные бедра и голени сокрыты под юбкой с длинной бахромой. Из-под нее выглядывают лишь босые стопы неолитической «кокетки». Ничего больше про эту удивительную незнакомку нам не ведомо. А историкам остается лишь восхищаться ее невозмутимому облику, да мечтать, что когда-нибудь им станет известно содержание ее грез.

Подобные находки археологи всегда расценивали как доказательство теории о существовании в далеком прошлом культа Богини-матери – самого, пожалуй, таинственного и древнего (отдельные статуэтки имеют возраст в 40 тысяч лет). Трансформировавшегося впоследствии в поклонение таким богиням, как Иштар в аккадско-шумерской, Фрейи в германо-скандинавской и Кибелы в древнегреческой и римской мифологиях.

Фигурки чрезвычайно упитанных дамочек создавали резчики каменного века от Пиренейских гор до Иркутской области. Сейчас их повсеместно называют «палеолитическими Венерами». Впервые же сравнил странные женские статуэтки с римской богиней красоты, любви и плодородия маркиз де Вибре в XVII веке.

Самой известной из «толстушек» каменного века считается Венера Виллендорфская. В 1908 году она была извлечена из древнего захоронения близ одноименного австрийского местечка. Сегодня эта известняковая статуэтка хранится в венском Музее естествознания, где ей выделена целая комната (рис. 27).

Кстати, стоимость Венеры из Виллендорфа, высота которой всего 11 см, а возраст около 30 тысяч лет, заядлые коллекционеры древностей оценивают примерно в 70 миллионов долларов!

У всех этих Венер груди, живот и бедра имеют гипертрофированные формы и объемы. Столь экстравагантный и непривычный «эталон» красоты сбивает с толку. И сам собой напрашивается вопрос о нездоровых фантазиях древних художников. Иначе почему из всех возможных натурщиц они намеренно выбирали самых упитанных? Чтобы показать пагубность обжорства? Или зафиксировать одолевавший наших предков женского пола физический недуг?

Однако вернемся к милой беспробуднице из Гипогея! Те обстоятельства, что пышнотелая красавица из неолита изображена спящей, а нашли ее в подземном святилище, позволяют ученым выдвигать гипотезы, какую роль такие вот статуэтки играли в верованиях древних мальтийцев. Так, к примеру, могла выглядеть древняя жрица, общающаяся с духами потустороннего мира посредством сновидений. Или оракул во власти галлюцинаций, вызванных влиянием наркотических веществ. Ведь ученым хорошо известны схожие практики у древних греков и римлян.

Как бы то ни было, но в образе этой малогабаритной статуэтки мы обрели пусть и косвенные, но определенно бесценные свидетельства проводившихся на Мальте в древности сакральных таинств.