РАТА и новые возможности развития индустрии туризма Казахстана

Несмотря на глобальные экономические кризисы, устойчивое и активное развитие туристической индустрии стало очевидной реальностью для всей мировой общественности. Туризм не только достойно выдерживает эти потрясения, но и приносит  странам хорошую прибыль. По данным исследований Всемирной туристской организации (ЮНВТО), сегодня годовой оборот от туризма в мире составляет 1,7 триллионов долларов США. До 1,4 миллиарда увеличилось число пересечений туристами границ из разных стран по итогам прошлого года.

В последнее время наметилась устойчивая тенденция к росту основных показателей туризма и в нашей стране. Продвижению Казахстана на туристический рынок в значительной мере способствует и проведение крупнейших международных событий, таких как комиссия ЮНВТО для Европы (Алматы, 2005 г.), Генеральная ассамблея ЮНВТО (Астана, 2009 г.), а теперь и состоявшиеся с 18 по 20 сентября этого года в Нур-Султане форум Азиатско-Тихоокеанской туристской ассоциации (PATA) и международная туристическая выставка PATA Travel Mart.

Данная стратегия по привлечению крупнейших международных туристских событий Национальной туристской администрацией Казахстана себя оправдывает. Нур-Султан, выиграв право проведения этой выставки в конкуренции с крупнейшими городами Азии, подтвердил статус нашей столицы как центра делового и событийного туризма в регионе.

В настоящее время природные и климатические возможности азиатско-тихоокеанских дестинаций пользуются в мире высоким спросом. Здесь исторически сложился и накоплен хороший опыт гостеприимства. Используя традиционные и современные виды транспорта, возможности национальной и мировой кухни, совершенствуя работу по организации мест проживания и гостиничного сервиса, подготовки туристских кадров и развивая индустрию развлечений, а также современных интернет технологий, страны азиатско-тихоокеанского региона добились значительных успехов в привлечении и качественном обслуживании туристов.

Президент PATA доктор Марио Харди обратил внимание, что Казахстану необходимо расширять сотрудничество с РАТА, так как будущее туризма за Азией. Он высказал мнение и о том, что наша страна на правильном пути в развитии своего туристического потенциала. Отвечая на вопрос, что нужно делать Казахстану для привлечения иностранных туристов, доктор Харди отметил следующие моменты.

Необходимо продолжить расширять список стран для безвизового режима. Есть много примеров, особенно в Азии, когда страны, устраняя миграционные барьеры, немедленно получали увеличение количества туристов.

Развивать маркетинг. То есть стараться заложить в сознание потенциальных туристов информацию о Казахстане как о стране, доброжелательной к туристам, с уникальными природными ландшафтами и аутентичной культурой.

– В Казахстане есть что посмотреть. Во время своего визита я убедился в этом сам, – подчеркнул г-н Харди. – У вас есть прекрасные горнолыжные курорты, уникальная культура, вкусная еда. И это нужно доносить до потенциальных туристов. Вы много чего можете предложить. Свежий пример: один из вьетнамских туроператоров прибыл за неделю до выставки, посмотрел Казахстан, наладил контакты, и уже на ноябрь месяц есть договоренность о прибытии в республику четырех чартерных рейсов с туристами. То есть все необходимые аспекты у вас в принципе есть, поэтому дело остается только за тем, чтобы продвигать туризм, – добавил он.

Дальше в списке эксперта – инфраструктура и сервис. Стране, по его мнению, необходимо продолжать улучшать инфраструктуру и повышать компетенцию участников рынка. Именно на это PATA делает большой упор.

– Но необходимо учитывать и то, что в мире сейчас появилась такая проблема, как «сверхтуризм». Некоторые страны в Азии сделали слишком хорошую рекламу, получают очень большие потоки туристов, которые их инфраструктура и мощности не могут выдержать. Поэтому здесь очень важно, чтобы государство и частный сектор работали сообща, согласуя и  регулируя эти аспекты, – предостерег спикер.

В связи с этим 18 сентября PATA совместно с министерством культуры и спорта РК и Национальной компанией Kazakh Tourism провела молодежный симпозиум «От начала и до конца: как истории связывают нас». Проект предоставил прекрасную возможность преподавателям, отечественным и иностранным студентам познакомиться с опытом признанных лидеров туристической отрасли. Руководитель отдела талантов Talent Basket Джейсон Лин (Сямынь (Китай) и Сан-Франциско (США)) поделился стратегией поддержки талантов, приобретения культурных знаний и развития глобальной профессиональной сети для достижения целей в туристической карьере. Об уникальном видеопроекте путешествий пожилых женщин (бабушек из аула), никогда ранее не выезжавших за границу, рассказал блогер и видеооператор из Казахстана Василь Хомко. Рика Жан-Франсуа, представитель международной туристической выставки ITB Berlin, говорила об основных тенденциях развития мирового туризма.

Параллельно на форуме «Контент-маркетинг» шла дискуссия о новых инновационных разработках блогеров, влогеров и подкастеров, а также современных технологиях для продвижения туристических продуктов. Эта группа экспертов-создателей, охватывающих новый спектр СМИ, поделилась опытом, который они получили на пути к успеху. В работе форума приняли участие основатель A Luxury Travel Blog доктор Пол Джонсон, президент Ассоциации профессиональных трэвел-блогеров  Яник Хансен, основатель The Steppe Зауре Розмат и Эво Терра, стратег подкастов  Simpler Media Productions.

Следует отметить, что сама выставка впервые за последние почти 70 лет проходила за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона. Казахстан вправе рассчитывать на позитивные результаты и новые возможности для развития отечественной туротрасли от проведения подобных мероприятий. В работе выставки приняли участие более 1000 представителей туриндустрии из 60 стран мира. Мероприятие привлекло более 250 селлеров из 32 стран, которые продемонстрировали лучшие в своем классе продукты и услуги – от изысканных блюд и «фото-каникул» в Японии до туров по наследию в Китае, а казахстанские участники выставки обеспечили продвижение привлекательных туристических продуктов профессиональным представителям из стран – членов РАТА.