Рынок гостеприимства и вызовы времени

Теперь уже можно говорить как о свершившемся факте о том, что в южной столице Казахстана заложена очень важная для республики традиция – проведение ежегодных международных форумов, посвященных развитию гостиничной индустрии. По заказу Управления по туризму города Алматы его второй год подряд организует Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов (КаГИР).

На площадках форума, любезно предоставленных в этот раз отелем The Ritz-Carlton Almaty, в течение двух дней – 23-24 июня – проходили семинары, дискуссии, мастер-классы. Поднимались актуальные вопросы увеличения загрузки отелей, организации продаж и маркетинга, мотивации и обучения персонала гостиниц. Своими знаниями делились эксперты из России, Украины, Грузии, Франции, Германии, Гонконга, ведущие казахстанские специалисты. Главной же темой стали вопросы построения эффективной стратегии деятельности отелей в сложный период экономического спада.

Своими впечатлениями о прошедшем мероприятии поделились его гость и хозяйка.

Геннадий Ламшин, президент Российской гостиничной ассоциации (Москва):

С большим удовольствием и пользой провел эти два дня. Хотя меня трудно удивить подобными мероприятиями – в Москве таких форумов проводится достаточно много, – профессиональное общение всегда драгоценно. А здесь я приобрел очень много новых друзей и коллег. Уже появилась идея организовать такой же форум в Астане совместно с нашей российской гостиничной ассоциацией. Думаю, это было бы интересно всем.

Хотя у вас это лишь второй форум, но проведен он был очень профессионально и качественно – как организационно, так и тематически. Что касается пожеланий, могу поделиться нашим опытом. Подобные мероприятия мы проводим два-три дня, иногда даже четыре, но заседания при этом длятся только до обеда, а затем организуются профессиональные экскурсии по гостиницам. Вот этого здесь немного не хватило. Ведь на форуме участвовали в основном руководители: как первые лица, так и среднее звено. Проводить весь рабочий день только за столом они не привыкли. А вот разбавить теорию посещением гостиниц разного уровня – это профессиональный интерес. Ведь есть же поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В таких экскурсиях возникали бы профессиональные вопросы, мы бы получали квалифицированные ответы от коллег по гостиничному бизнесу, тут же шли бы комментарии со всех сторон – это же здорово! Но все это легко исправимо. Главное же, повторю, форум был организован первоклассно, и его участники возвратятся домой не с пустыми руками.

Рашида Шайкенова, президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов:

Долгие годы мы много говорили о туризме, но почему-то каждый раз исключали из разговора отельеров, хотя они представляют один из главных сегментов туристской индустрии. А ведь вопрос качественного размещения туристов очень актуален, особенно в условиях, когда в Казахстане наблюдается достаточно бурный рост гостиничного бизнеса. 

Да и интерес к нашей республике со стороны международных гостиничных сетей также свидетельствует о том, что этот рынок имеет огромный потенциал. Поэтому мы в свое время предложили Управлению туризма города Алматы идею проведения форума, и она была поддержана. 

Мы решили организовать форум как профессиональную площадку для участников туристской отрасли. Ведь, несмотря на достаточно высокий уровень емкости этого рынка, существуют проблемы ценовой политики, качества услуг, профессионализма персонала гостиниц. На первом форуме мы по сути запустили пробный шар: нам хотелось понять, есть ли интерес у отельеров к таким профессиональным площадкам. Оказалось, что есть и очень значительный. Особенно порадовало большое внимание со стороны региональных гостиниц – ведь именно там большое количество слабых мест: руководители мало интересуются стандартами гостиничного бизнеса, оснащением номеров, не очень-то задумываются о качестве услуг. 

Увидев все это, мы решили продолжить работу. И если в прошлом году упор делался на опыт таких продвинутых в туристическом отношении стран, как Турция, Азербайджан, Кыргызстан, где существует очень развитая система летнего отдыха и широко представлен пляжный туризм, то в этот раз мы сместили акценты. Конечно, общие тенденции одинаковы для всех, но Казахстан отличается от перечисленных государств тем, что мы не являемся страной массового туризма, и основной наш сегмент – деловой туризм. Поэтому в этом году мы пригласили экспертов из Европы, России, Украины – тех, кто больше занимается вопросами приема бизнес-туристов. А таким гостям прежде всего необходимо не отрываться от основных своих коммуникаций, быть постоянно на связи со своими партнерами. И наши эксперты из Гонконга наглядно показали преимущество тех отелей, где технологическое оснащение находится на высоком уровне и где комфортно ощущает себя современный человек со своими гаджетами. 

Сегодня вопрос номер один – как действовать отелям в сложных экономических условиях, как уменьшать расходы по содержанию гостиниц. Опыт решения таких вопросов также был представлен на форуме: это и использование аутсорсинга, и уменьшение затрат на содержание персонала путем автоматизации функций службы размещения, когда у туристов есть возможность самостоятельно, с помощью компьютерных программ заказать и оплатить номер. 

И еще один важный вопрос, который был поднят на форуме и который для нашей страны является крайне актуальным, – подготовка квалифицированных кадров. Эксперты из Германии рассказали много интересного о том, как сегодня нужно готовить студентов, какие инструменты необходимо использовать учреждениям образования совместно с работодателями. Это касается и вопросов социальной ответственности бизнеса перед молодежью. 

Все это затрагивалось на втором форуме и, думаю, было очень интересно его участникам. Мы получили много положительных оценок, но в то же время стали очевидны и неко-торые моменты, которые для нашей команды станут, скажем так, работой над ошибками. Это касается, прежде всего, тематики форума. Поэтому, обсудив итоги форума, мы решили, что пришла пора сегментировать наш форум. Может быть, это будет управленческий форум. Возможно, стоит сосредоточиться на вопросах маркетинга, продвижения, технологий продаж. В общем, более точечно обсуждать вопросы деятельности гостиниц и соответственно подбирать состав экспертов и спикеров. Так что работа над третьим форумом уже началась.