Казахстан в мировом рейтинге сектора туризма и путешествий

В этом году на Всемирном экономическом форуме были объявлены рейтинги глобальной конкурентоспособности за 2015–2016 гг. (The Global Competitiveness Index 2015-2016) для 140 стран. Список возглавила Швейцария, которая становится лидером уже седьмой год подряд. Второе место, как и в прошлом году, у Сингапура, третье – у Соединённых Штатов. Далее идут Германия, Нидерланды Япония, Гонконг, Финляндия, Швеция и Великобритания. Таким образом, ведущая десятка лидеров с прошлого года не изменилась. 

Среди стран бывшего СССР Казахстан закрепился на 42-й позиции (в 2014 году занимал 50-е место), пропустив вперёд Эстонию (30), Литву (36) и Азербайджан (40). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Латвия (44), Россия (45), Грузия (66), Украина (79), Таджикистан (80), Армения (82), Молдова (82) и Кыргызстан (102).

В секторе путешествий и туризма в этом году мировым лидером стала Испания. За ней следуют Германия, Франция, США, Великобритания, Австралия, Италия и Япония. Замыкают первую десятку Канада и Сингапур. За два года Испания смогла подняться с четвертого на первое место. Свое положение также улучшила Франция, поднявшись с седьмого на второе место. 

Казахстан в «индексе конкурентоспособности секторов туризма и путешествий 2015» сумел подняться на три позиции и занял 85-е место среди 141 страны (в 2013 году – 88 е место среди 140 стран). Среди республик бывшего Советского Союза Казахстан занимает 7-е место, пропустив вперёд

Эстонию (38), Россию (45), Латвию (53), Литву (59), Грузию (71) и Азербайджан (84). За нами следуют Армения, Молдова, Кыргызстан и Таджикистан. 

В рейтинге стран, привлекательных для мусульманских туристов, Казахстан (согласно информации рейтингового агентства Crescentrating) занял 16-е место между Ираном (15) и Египтом (17), обогнав по этому показателю другие страны СНГ. В этом рейтинге, куда вошло 130 государств, учитывались такие критерии, как удобство размещения для верующих, доступность халяльной еды, наличие молельных комнат в аэропортах, безопасность и легкость получения визы.

Полагаю, что в целях успешной реализации стратегии Главы государства по форсированному индустриально-инновационному развитию туристской индустрии Казахстана нам необходимо чётко сформулировать поставленные задачи применительно к основным показателям и индикаторам устойчивого развития отечественного туризма и туристских рекреационных ресурсов.

Иначе говоря, для повышения ключевых конкурентных преимуществ Казахстана следует развивать его «туристские активы». В нашей республике имеется большое разнообразие таких активов, и умелое их использование в регионах даст дополнительные возможности региональным и городским властям влиять на ситуацию и стимулировать развитие сектора путешествий.