О Концепции развития туристской отрасли

Новый проект «Концепции развития туристской отрасли РК до 2020 г.»: структурно-содержательный анализ и предложения по совершенствованию.

В начале 2013 г. был разработан проект Концепции развития туристской отрасли РК до 2020 г. В данной статье предлагается структурно-содержательный анализ и предложения по совершенствованию указанной концепции сделанные автором, как членом Рабочей группы сформированной Комитетом индустрии МИиНТ РК.

Проект состоит из введения и трех основных разделов:

1. Видение развития туристской отрасли в Казахстане (и 6 подразделов);

2. Основные принципы и общие подходы развития индустрии туризма в Республике Казахстан;

3. Перечень нормативно-правовых актов, посредством которых предлагается реализация Концепции.

К общим замечаниям по проекту следует отнести следующее:

1. В списке исполнителей проекта (АО «КИРИ») нет ни одного казахстанского доктора наук - специалиста по туристской проблематике.

2. Непонятно, чем эксперты компании «Horwath HTL» лучше казахстанских специалистов. Использование иностранцев в роли экспертов в прежние годы не дали сколько-нибудь позитивных результатов. Это было (а скорее всего и будет) пустая трата государственных средств.

3. Из введения не ясно чем не угодила комитету прежняя концепция развития туризма в РК, ведь она до конца не реализована. Во вводных разделах проекта следует дать характеристику основных дефиниций, которыми оперируют в тексте авторы. Например, не ясно, что имеют авторы ввиду под понятием «глобальная туристская дестинация».

В разделе 1.1. цель развития туризма обозначена некорректно по отношению к социальной сути этого явления. На самом деле цель туризма это увеличение продолжительности и улучшение качества жизни человека. А создание высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса это лишь средство для достижения указанной цели. Виды туризма в данном разделе обозначены также некорректно. Не проанализированы точные причины самого высокого коэффициента загрузки номерного фонда гостиниц в Атырауской и Мангистауской областях, а также самого низкого – в Северо-Казахстанской и Алматинской областях. А без понимания причин проблем невозможно решение проблем. Это же касается и причин высокой стоимости авиабилетов.

В разделе 1.1. также сказано, что основные инвестиции в сфере туризма в 2010 г. (74,8%) вложены в развитие транспорта. Однако, нет анализа причин того, почему положение в сфере туристского транспорта является катастрофическим, особенно в сферах туристского автотранспорта, легкомоторной авиации и прежде всего в отношении использования вертолетов. Нет анализа причин того, что в дальномагистральных авиационных перевозках основной сегмент занимают иностранные авиакомпании. Между тем, указанные проблемы уже основательно исследованы в отечественной науке [1].

В разделе 1.2. в значительной части текста анализируется мировой опыт в тех сегментах туризма, которые не соответствуют основным туристско-рекреационным ресурсам Казахстана.

Незначительное присутствие на территории РК иностранных гостиничных брендов не связано непосредственно с низким уровнем развития туризма, как утверждают авторы.

Принятие стратегических планов и программ не стимулировали в нашей стране развитие туристской отрасли. Более того, проведенный нами анализ показал, что ни одна из принятых в РК госпрограмм по развитию туризма не была доведена до установленного срока. А строительство целого ряда объектов туризма переходила из одной программы в другую. Эти факты отмечались и в периодической печати [2]. Безусловно, приемлемым для Казахстана является зарубежный опыт прямого государственного финансирования для создания инженерно-коммуникационной, транспортной инфраструктуры, обеспечение квалифицированными туристскими кадрами и информационными ресурсами.

В разделе 1.3. растущее туристское предложение от России и Киргизии безосновательно, на наш взгляд, расцениваются как угроза развитию туристского предложения Казахстана в перспективе. Ведь Казахстан и Россия являются членами Таможенного союза, а Киргизия стремится в этот союз войти. И это обстоятельство следует использовать для взаимной выгоды, указанных сопредельных стран, в том числе в сфере туризма. Это полностью соответствует внешнеполитической доктрине Казахстана, которая неоднократно озвучивалась главой нашего государства. Еще в 90-х годы прошлого века нами, по результатам проведенных исследований предлагалось формирование «Концепции совместного функционирования туристской индустрии в республиках Средней Азии и Казахстане» [3]. Это обусловлено тем, что Россия и Киргизия являются для Казахстана сопредельными государствами и оттуда в Казахстан идут значительные туристские потоки. А сущетсвующая конкуренция не является только негативной, т.к. все конкурируют в мире со всеми. Наш опыт показывает, что трансгосударственные туры очень популярны в туристском мире и очень прибыльны для туроператоров стран их осуществляющих. Автор лично учавствовал в разработке и обслуживании таких туров.

С указанными в разделе 1.3. мировыми демографическими, экологическими, технологическими тенденциями, влияющими на развитие туризма, в основном можно согласиться. Что касается основных долгосрочных тенденций в прочих сферах, то в данном разделе необходим более глубокий их анализ. Так, визовые проблемы в сфере туризма Казахстана отнюдь не решаются по западным образцам. А информация этого позитивного зарубежного опыта в разделе 1.3. отсутствует.

В разделе 1.4. текста концепции в числе сильных сторон развития индустрии РК не указано наличие в республике гостеприимного, образованного и культурного населения. Этот факт очень часто с приятным удивлением отмечают иностранные туристы и специалисты туристской сферы. Сильной стороной является почти 100% владение населением Казахстана русским языком, что позволяет без дополнительных расходов (на переводчиков и дополнительные средства коммуникации) обслуживать туристов из стран, ранее входивших в состав СССР.

В числе слабых сторон социальных характеристик Казахстана не указан высокий уровень коррупции в госорганах, непосредственно связанных с обслуживанием туристов (например, миграционной и обычной полиции). И соответственно высокий уровень бюрократизации госаппарата и значительный уровень преступности.

В разделе 1.5. «Стратегическое обоснование и видение развития индустрии туризма в РК до 2020 г.» экономические и социальные интересы отмечены верно. Однако, стратегическое видение развития индустрии туризма в РК как утверждение Казахстана в качестве глобальной туристской дестинации к 2020 г. на наш взгляд, являются необоснованными. Такой дестинацией в настоящее время является Франция, в течение многих лет подряд больше всех в мире принимающая иностранных туристов. Или США, которые много лет подряд больше всех зарабатывающих на обслуживании иностранных туристов. Достичь их уровня за оставшиеся до 2020 г. семь лет Казахстан вряд ли сможет по объективным обстоятельствам. Поэтому планирование должно быть реальным, а не идеальным.

В разделе 1.6. вторично некорректно сформулированы цели развития индустрии туризма РК, которые являются текущими задачами. А в числе задач не указана необходимость совершенствования всех ступеней туристского образования, которая является главной и определяющей частью совершенствования кадрового потенциала туристской отрасли. В этом же разделе необходимо указать, что первым этапом реализации концепции (а вернее сказать очередного плана), является научный анализ причин нереализованных предшествующих программ развития туризма. Это даст возможность установить реальные причины выявленных проблем и определить, наконец, эффективные пути их решения. В противном случае снова повторится в большей части негативный результат, как это было в предыдущие два десятилетия. Содержание указанных в проекте концепции трех этапов недостаточно конкретизировано, что осложнит реализацию указанных задач.

Кроме того, этапы реализации проекта недостаточно точно соотносятся с ожидаемыми результатами. А ожидаемые результаты недостаточно обоснованы. Например, на чем основана уверенность авторов проекта, что количество туристских прибытий в Казахстан к 2020 г. увеличится в 2,9 раза, а количество ночевок туристов (как внутренних, так и иностранных) увеличится в 4,6 раза. Данный показатель по причине влияния на него множества изменяемых факторов вообще не поддается точному подсчету. Кроме того, это противоречит утверждению авторов (см. стр. 20 раздела 1.4), что тенденцией мирового туризма являются более короткие периоды отдыха людей. Поэтому и все остальные ожидаемые результаты (полностью зависящие от указанных показателей) вряд ли можно считать обоснованными. Вообще, сам текст проекта не содержит данных о методологии и методике проведенных авторами исследований, и это вызывает сомнения в достоверности представленных выводов.

В этом же разделе указано, что к 2020 г. Россия больше других стран (1,13 млн. туристских прибытий или 13,8 % от общего числа) обеспечит прибытий туристов в Казахстан. Что абсолютно противоречит утверждению авторов в разделе 1.3. (стр.16).что развитие туризма России является угрозой развитию туризма в Казахстане.

Второй раздел проекта называется «Основные принципы и общие подходы развития индустрии туризма в Республике Казахстан». В подразделе 2.1. дана характеристика туристских кластеров. Характеристика кластера «Алматы» содержит неточные пространственно-территориальные представления авторов. Вероятно, этот раздел написан иностранцами, т.к. указано, что кластер «Алматы» включает г. Алматы и южные части Алматинской области. Однако ключевыми местами кластера названы ландшафт Тамгалы, ГНПП «Алтын Эмель», туристский центр «Жана-Иле», которые находятся севернее Алматы, Чарынский каньон, который находится восточнее Алматы. А искусственное водохранилище Капчагай авторы назвали озером.

В подразделе 2.2. дается характеристика туристских продуктов. Выбор шести главных продуктов казахстанского туризма сделан весьма произвольно. Непонятно, по каким критериям авторы объединили в один продукт «Отдых в горах и на озерах». Ведь и по туристско-рекреационным ресурсам и технологии реализации это два разных продукта. Другие названия туристских продуктов даны без учета названий видов туризма сформулированных в туризмологии и ряде государственных документов. Так, весьма востребованный посетителями Казахстана вид туризма назван спортивным туризмом в таком документе как «Единая спортивная классификация Республики Казахстан». Такая же формулировка этого вида туризма дана в Законе «О туристской деятельности РК». Однако в проекте концепции этот термин при характеристике туристских продуктов не используется (стр.29). Вообще в статье 6 «Организационные формы и виды туризма» Закона о туристской деятельности в РК от 13 июня 2001г № 211 названы такие виды туризма как социальный, экологический, приключенческий, спортивный, деловой, конгрессный, лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, религиозный. Именно опираясь на данный понятийный аппарат, и следовало характеризовать казахстанские туристские продукты.

В подразделе 2.3 «Туристские проекты» авторами включен проект горнолыжного курорта Кок-Жайляу. Считаем, что это преждевременно т.к. проект вызвал отрицательную реакцию у экологов, туристов, альпинистов и проектировщиков [4]. Проектная эффективность курорта весьма сомнительна, прежде всего, потому, что предполагаемое место его строительства лавиноопасно. С западного гребня вершины Кумбель от места расположения группы скал именуемых «Три брата» зимой регулярно сходят мощные лавины. В 70-е годы прошлого века автор сам участвовал в поисках четырех попавших в такую лавину туристов. Найти их удалось только поздней весной, когда сошел снег. Именно поэтому 37 лет тому назад на плато Кок -Жайляу был посажен хвойный лес. Этот лес защищает плато от лавин, именно его собираются вырубить для строительства курорта и тогда лавинная опасность этого места значительно увеличится.

В данном разделе ничего не говорится о развитии водного и горного туризма в казахстанской части Джунгарского Алатау. А это очень перспективный район, привлекающий туристов стран СНГ. По данным Международной федерации спортивного туризма только за последние 10 лет российские туристы совершили первопрохождения 250 новых перевалов, а казахстанские – только 10. Но сейчас ситуация улучшается. В настоящее время сотрудниками Научно-исследовательского института туризма университета «Туран» составлен инновационный проект «Подготовка кадров и разработка маршрутов в сфере экологического туризма в Республике Казахстан». Этот проект запланировано совместно с Международной федерацией спортивного туризма выполнять через проведение туристских экспедиций по казахстанской части Джунгарского Алатау.

В подразделе 2.4. «Инфраструктура» авторами проекта ничего не сказано о решении важнейших проблем воздушного транспорта в сфере туризма Казахстана. А именно: закупке вертолетов МИ8МТ или МИ-17для обслуживания наиболее эффективных маршрутов для иностранных туристов и альпинистов по казахстанской части Центрального Тянь-Шаня. И прежде всего в районе пика Хан-Тенгри. Эти маршруты почему-то тоже не указаны в проекте.

Кроме того, следует предусмотреть процедуру совершенствования работы Национальной авиакомпании «Эйр Астана». Иностранные руководители «Эйр Астана» открыто лоббируют интересы зарубежных бизнес-структур и специалистов, игнорируя любую критику в свой адрес. По мнению единственной казахстанской женщины-командира авиалайнера «Боинг» Тоты Амировой, Казахстану нужен стопроцентный государственный перевозчик [5]. Наше государство, по разным оценкам, ежегодно теряет от 600 до 700 млн. долл. США от того, что пассажиров из-за рубежа возят самолеты иностранных авиакомпаний.

В этом же разделе целесообразнее представить в числе мероприятий для развития железнодорожного транспорта, возрождение специализированных туристских поездов «Грибник», «Ягодник», «Лыжник» и т.п. Прежде всего, это касается территории Восточного Казахстана. А также разработку железнодорожного туристского маршрута по казахстанской части Великого Шелкового Пути. Для развития автомобильного транспорта целесообразно предусмотреть закупку (или переоборудование) автомобилей высокой проходимости с комфортабельными условиями перевозки туристов. Это необходимо для обеспечения работы программ горных трекингов и восхождений на вершины Западного, Северного, Центрального Тянь-Шаня, Алтая и Джунгарии. Для развития водного транспорта важно предусмотреть разработку круизного маршрута по Каспию с заходом во все порты прикаспийских государств.

В подразделе 2.5., где говорится о нормативных изменениях в области особо охраняемых природных территорий, необходимо предусмотреть снижение стоимости посещения ГПНП туристам до уровня мировых. Так, стоимость посещения туристами американского природного парка Йеллоустоун составляет 5 долл. США, а у нас до 40 долл. Это повышает цену казахстанского турпродукта и снижает уровень его конкурентоспособности на международном рынке.

В области налогообложения целесообразно предусмотреть снижение налогового бремени туроператорам по сравнению с турагентами, реализующими на казахстанском рынке иностранные турпродукты.

В области процедур миграционного контроля и оформления виз необходимо отменить регистрацию иностранных туристов, имеющих въездную визу, а также снизить стоимость въездных виз до среднеевропейского уровня. Это также повысит конкурентоспособность казахстанского турпродукта на международном рынке.

Для защиты отечественного рынка транспортных услуг надо сохранить запрет для иностранных авиаперевозчиков к осуществлению полетов на территории Республики Казахстан по внутренним авиарейсам.

В области туристских услуг целесообразно вернуть требование оформления государственных лицензий для всех видов туристской деятельности. Государственные лицензии и соответствующий государственный контроль не могут заменить никакие реестры общественных организаций.