Обеспечение безопасности в сфере туризма

Обеспечение личной безопасности туристов  приобретает все большую актуальность в   условиях  современного мира. Достаточно вспомнить гибель пассажиров на речном теплоходе «Булгария», на морском лайнере «Коста Конкордия», авиакатастрофы,  хищение имущества и насильственные действия в отношении туристов,  экстремизм, террористические акты. Этот перечень можно продолжить.

Для начала  остановимся на содержании понятия «личная безопасность  туриста», которая подразумевает состояние  защищенности  туриста  и (или)  отдельных объектов его личной безопасности от угроз, что позволяет туристу свободно и беспрепятственно  реализовывать свои права  на отдых, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий [1].

К объектам личной безопасности туриста относятся  в первую очередь такие жизненно важные нематериальные блага туристов, как жизнь и здоровье и соответствующие им личные неимущественные права (право на жизнь, право на здоровье и другие). Безопасность туристов при совершении путешествия  помимо жизни и здоровья туриста распространяется  на его личную неприкосновенность, включая физическое и психическое состояние, а также  частную  жизнь.

В результате проделанной работы сегодня в Законе «О туристской деятельности в Республике Казахстан» (п. 2, ст. 26) под безопасностью туристов понимаются: личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не причинение ущерба окружающей среде во время путешествий, а также комплекс мер, направленных на предотвращение использования туризма в целях незаконной миграции и транзита в третьи страны, сексуальной, трудовой и иной эксплуатации граждан [2]. 

Введен запрет на осуществление туристской деятельности в целях организации незаконного выезда граждан РК на постоянное место жительство за границу либо трудоустройства за рубежом, а также ввоза в РК иностранной рабочей силы. При этом лица, виновные в нарушении законодательства о туристской деятельности, теперь несут ответственность в порядке, установленном законодательными актами РК. 

Также предусмотрено право лицензиара на приостановление во внесудебном порядке действия лицензии при осуществлении туроператорской, турагентской деятельности на срок до шести месяцев (в случае нарушений действующего законодательства, допущенных туристскими фирмами, и фактов, связанных с незаконной миграцией), вплоть до отзыва лицензии на профессиональную туристскую деятельность в судебном порядке. 

Все перечисленные меры позволили упорядочить деятельность туристских организаций, установить ответственность за неправомерные действия и практически  исключить подобные правонарушения в туристской деятельности.

Страхование в туризме

В развитие Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан» и в целях защиты имущественных и иных интересов туристов, которым может быть причинен вред в результате осуществления турагентами и туроператорами своей профессиональной деятельности в январе 2004 года введен в действие Закон РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента» [3].

Данный законодательный акт обязывает туроператоров и турагентов, застраховать свою гражданско-правовую ответственность по обязательствам, возникающим в заключенных договорах на оказание туристских услуг. 

Закон также реализовал положения Гражданского кодекса РК «О страховой деятельности» и установил новый класс страхования. 

Введение обязательного страхования позволило туристским организациям сохранить стабильность своей деятельности, защитить интересы туриста и установить экономическую заинтересованность в необходимости повышения качества предоставляемых услуг. Закон закрепил правовые отношения сторон по договору обязательного страхования, ответственность туроператора и турагента, определил размер страховой премии, условия и порядок осуществления страховых выплат. 

В правовом смысле личная безопасность туристов является предметом урегулированных  нормами права социальных связей между субъектами права по поводу обеспечения личной безопасности туриста.

Известно, что обеспечение личной безопасности туристов, экскурсантов и иных посетителей имеет свою специфику, которая заключается в необходимости  осуществления в отношении путешественников повышенных мер безопасности [4], особенно в начальный период путешествия.  В этот период туристы  являются наиболее уязвимыми от негативного воздействия различного рода угроз безопасности, так как происходит адаптация туристов  к  новой обстановке,  географической среде и особенностям страны временного пребывания. 

На обеспечение личной  безопасности  казахстанских  туристов также   серьезное влияние оказывает отсутствие у некоторых из них надлежащей культуры личной безопасности. Неосторожное, легкомысленное, а часто просто  самонадеянное поведение туристов в стране временного пребывания создает  благоприятную почву для  несчастных случаев, преступных и иных посягательств на жизнь, здоровье и имущество туристов, а также для  иных  негативных последствий  проявления угроз безопасности.

Информационное обеспечение личной  безопасности туристов

Надлежащее информационное обеспечение личной безопасности туристов является необходимым элементом системы безопасности туризма, а также залогом комфортного и безопасного путешествия.

В современном мире это особенно важно. Достаточно вспомнить, что в последнее время мы стали свидетелями последствий землетрясения, цунами и связанной с ними техногенной катастрофы на атомной электростанции Фукусима (Япония), наводнением в Таиланде, землетрясением в Турции. А извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии и связанный с ним выброс вулканического пепла, на несколько месяцев парализовал воздушное сообщение европейских стран и нанёс международному туризму миллиардные убытки…

В содержание  сведений, предоставляемых туристам в рамках информационного обеспечения, входят сведения об исполнителях услуг,  содержащиеся в государственном реестре лиц, осуществляющих туристскую деятельность,   в иных республиканских и региональных информационных системах;   сведения  об услугах, оказываемых исполнителями;  информация  об угрозах безопасности туристов в стране временного пребывания, мерах, которые следует туристам и уполномоченным органам осуществлять  по нейтрализации таких угроз,  а также информация о процедурах информационного взаимодействия субъектов обеспечения личной безопасности с целью доведения такой информации до туристов.

Обязанности в области информационного обеспечения возлагаются как на лиц, осуществляющих туристскую деятельность, иных исполнителей услуг в сфере туризма, так и на республиканские органы исполнительной власти (МИД, Национальную туристскую администрацию, Казгидромет, МВД, Минздрав, КНБ и

другие организации), а также органы местного самоуправления.

Основными принципами, которыми должны руководствоваться субъекты обеспечения личной безопасности туристов – исполнители услуг,  при предоставлении такой информации являются: актуальность, своевременность, полнота,  оперативность, доступность, наглядность, достоверность, сбалансированность и  обоснованность. Также необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках  предоставляемых туристу услуг.

Обеспечение безопасности туризма  невозможно без  принятия комплекса мер, направленных на противодействие административным правонарушениям и  преступлениям  в сфере туризма.

Антикриминальная безопасность туристов

Анализ казахстанской и зарубежной правоприменительной практики свидетельствует о том, что  среди   преступлений, совершаемых в отношении туристов,  выделяются: насильственные действия, торговля людьми, кражи, грабежи, мошенничество, нанесение ущерба нравственности, здоровью туристов, в том числе с  использованием наркотических и психотропных средств, незаконное распространение персональных данных туристов, нарушение неприкосновенности частной жизни туриста  [5] и другие.

Следует подчеркнуть, что факторами, способствующими тому, что туристы во время отдыха становятся удобной мишенью для преступников и иных правонарушителей,  являются:

наличие у туристов крупных сумм денег, а также иных материальных ценностей; 

стремление к новым впечатлениям и желание идти на риск ради этого,  и, как следствие,  потеря бдительности, концентрации внимания и неадекватность реакций на возникающие угрозы личной безопасности;

в определенных случаях негативное отношение к туристам со стороны местного населения;

нежелание туристов сообщать в компетентные органы страны временного пребывания о совершенных в отношении них преступлениях, чтобы не «ввязываться» в сложные юридические процедуры, которые могут воспрепятствовать или отсрочить их возращение  на родину или создать иные проблемы.

Медицинские и санитарно-противоэпидемические меры обеспечения безопасности туристов

В последнее  время активно проявляют себя  и  такие угрозы безопасности в туризме, как  массовые инфекционные заболевания, пандемия «свиного» гриппа, штамма A/H1N1. Чтобы активно противодействовать таким угрозам, со стороны государства, организаторов путешествий и самих туристов должно уделяться приоритетное внимание медицинским и санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам.  

Обеспечение физического, психического и социального благополучия туристов является не только одной из целей туризма, но необходимым условием  комфортного и безопасного путешествия.  Поэтому не случайно  данные вопросы стали подниматься еще в первые годы развития советского туризма.  

У большинства медицинских проблем, с которыми сталкиваются туристы, есть одна общая и очень важная характеристика – число подобных случаев можно резко сократить, предоставляя туристам более качественную просветительскую информацию и предпринимая необходимые меры в местах пребывания. Так, например, эксперты в области защиты и безопасности туристов из многих стран мира утверждают, что улучшение качества питьевой воды и обязательное использование ремней безопасности в автомобилях позволило бы существенно уменьшить число заболеваний, связанных с некачественной пищей и водой, и, соответственно, несчастных случаев на транспорте.

Правительства всех стран несут ответственность за недопущение распространения заразных болезней на соседние государства. Координатором соответствующих профилактических мероприятий выступает  Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая действует в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения различных стран. Все работники сферы туризма должны отчетливо понимать необходимость тесного сотрудничества и обмена информацией с органами здравоохранения, особенно в случае регистрации заболеваний среди туристов.

Качество и  безопасность услуг в сфере туризма

Эффективными средствами обеспечения качества и безопасности услуг в сфере туризма являются стандартизация и классификация объектов туристской индустрии, которые в соответствии с Законом о туристской деятельности  являются одним из способов государственного регулирования туристской деятельности [6]. 

В этой связи и в соответствии с Законом РК «О туристской деятельности», Законом «О техническом регулировании» – приказом Министра туризма и спорта РК (от 11 ноября 2008 года № 01-08/200), были утверждены Правила классификации мест размещения туристов, которые определили основные цели, организационную структуру, минимальные требования, а также порядок присвоения «звездности» и категорий гостиницам и местам размещения туристов.      

Данные правила позволили учесть международную практику и поэтапно достичь установленных требований, которые заключаются в том, что системы классификации:

призваны обеспечить гостей полной информацией о качестве и количестве оказываемых отелем услуг; 

отражать критерии классификации и размещаться для ознакомления потребителей; 

информация о категории конкретного отеля, а также сама система классификации,  в соответствии с которой отель прошел классификацию, должны быть прозрачны и доступны для потребителей; 

туроператорам и турагентам, а также системам бронирования и обзора отелей (интернет-сайтам) предлагается использовать официальную систему классификации отелей. Если используются собственные критерии классификации, то это в надлежащей форме должно  быть доведено до сведения потребителей. 

И последнее, системы классификации должны обеспечивать туроператоров, турагентов и интернет-сайты по бронированию и обзору отелей точными и актуальными сведениями о присвоенных отелям категориях, обновляемыми на систематической основе. 

Из сказанного следует, что отличительными особенностями классификации и сертификации услуг в сфере туризма как мер безопасности является тесное взаимодействие потребителей и персонала исполнителей  в процессе оказания услуги. Поэтому во многом именно уровень квалификации  обслуживающего персонала определяет безопасность и качество той или иной услуги в сфере туризма.

Стандарт безопасности туристов 

Из всего сказанного следует, что под мерами личной безопасности туристов понимается комплекс мер организационно-технического, дипломатического, финансового,  правоохранительного и иного характера,  направленных на снижение рисков до приемлемого уровня, путем четкого разграничения и выполнения обязанностей всеми участниками процесса качественного оказания туристских услуг и соблюдением туристами требований личной  безопасности.

В этой связи в нашей стране должен быть разработан Стандарт безопасности туристов, который будет включать:

информирование туристов об угрозе безопасности в стране временного пребывания; 

выполнение требований безопасности жизни, здоровья и имущества туристов, содержащихся в договорах о реализации туристского продукта, а также между юридическими лицами и частными предпринимателями, оказывающими туристские услуги; 

страхование жизни и здоровья туристов от несчастных случаев, включая прохождение ими маршрутов, представляющих повышенную опасность, страхование имущества и страхование от невыезда; 

обеспечение профилактики заболеваний, в том числе проведение профилактических медицинских прививок; 

оказание помощи туристам при возникновении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев; 

обеспечение материально-технического состояния объектов туристской индустрии  и оказание услуг, гарантирующих безопасность туристов; 

обеспечение сохранности имущества туристов в стране временного пребывания; 

обеспечение сопровождения туристских групп специальными службами; 

защита персональных данных туристов, охрана их чести и достоинства в стране временного пребывания; 

обеспечение квалификационной и профессиональной подготовки работников туристской  индустрии; 

сертификацию оборудования, объектов туристской индустрии и туристского снаряжения на соответствие заявленным требованиям; 

техническое регулирование, обеспечения безопасности процессов производства и эксплуатации объектов туристской инфраструктуры; 

применение специальных средств индивидуальной защиты туристов и системы оповещения в случае возникновения угрозы безопасности; 

оказание помощи пострадавшим туристам. 

В настоящее время обеспечение личной безопасности туристов осуществляется туристами самостоятельно и (или)  субъектами личной безопасности, а также лицами,  участвующими в обеспечении личной безопасности туристов. К числу субъектов личной безопасности следует отнести уполномоченный госорган по туризму, МЧС, МИД, МВД Республики Казахстан, а также иные органы государственной власти и местного самоуправления, в сферу полномочий которых входит оказание помощи туристам.

В свою очередь субъектами, участвующими в обеспечении личной безопасности туристов, являются: владельцы гостиниц, средств транспорта, предприятий общественного питания; лица, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, страховщики и т.д.

Несмотря на то, что круг субъектов личной безопасности туристов широк,  тем не менее  основное бремя  принятия решения о совершении  туристической поездки или  отказе от нее  в конечном итоге лежит на самом туристе. Поэтому знание общих основ безопасности жизнедеятельности, четкое следование инструкциям (рекомендациям) по соблюдению  мер  личной безопасности,  здравый смысл, разумное и осмотрительное поведение в незнакомой среде  позволят  туристу значительно снизить риск причинения вреда его жизни и здоровью, а также сохранить в целости свое имущество.

Факторы и условия, влияющие на личную безопасность 

При применении субъектами личной безопасности, а также самим туристом соответствующих  мер безопасности должны учитываться факторы и условия, которые оказывают значительное влияние на эффективность таких мер. К этим факторам и условиям относятся:

особенности цели и вида  путешествия; 

уровень качества и безопасности оказываемых туристу услуг; 

продолжительность путешествия; 

природная среда и  географический ландшафт страны временного пребывания; 

санитарно-эпидемиологическая обстановка и гидрометеорологические особенности  страны временного пребывания; 

социально-культурная, религиозная и этнографическая  среда; 

состояние  законности и правопорядка в стране временного пребывания и уровень «туристского сознания» местного населения; 

уровень культуры личной безопасности и правовой культуры туристов. 

Ни для кого не  секрет, что  во время  зарубежных поездок  содержание мер, набор сил и средств обеспечения личной  безопасности, находящихся в арсенале  государства, гражданство которого имеют туристы, исчерпывающе определен (или ограничен) нормами международного права (консульская  и иная неотложная помощь, рекомендации о нежелательности въезда в  государство и др.). Все это затрудняет принятие в полном объеме мер по защите граждан и оказанию им покровительства за рубежом, которые традиционно реализуются внутри страны.

В связи с этим государственное регулирование  деятельности  по организации отдыха граждан являются  приоритетами  национальной политики любого государства, сделавшего туризм основой  своего социально-экономического и  культурного  развития, включая и Казахстан.  

По мнению, высказанному еще в конце XIX века известным русским ученым-правоведом И.Е. Андреевским, «условия выгодные для путешественников, бесспорно, составляют залог развития народа. Поэтому государства обязываются делать условия для путешественников наиболее выгодными. Новые государства не боятся путешествующих: имея средства, позволяющие устранить угрозы опасностей для путешествующих. Новые государства стремятся облегчать условия путешествующих, как собственных граждан, так и иностранцев. Отсюда открывается важность таких полицейских средств, которыми располагает государство для устранения опасностей этого рода» [7].

Туристская полиция 

Во многих странах мира и крупных принимающих туристских центрах имеются специальные подразделения и офисы туристской полиции. В состав этих подразделений входят специально обученные полицейские, владеющие иностранными языками. Основными задачами туристской полиции является оказание любой необходимой помощи иностранным и внутренним туристам в вопросах получения информации, разрешения возникающих проблем и при контакте с туристскими агентствами и организациями. Для успешного разрешения подобного рода проблем туристская полиция находится в постоянном контакте с местными органами управления туризмом и с органами местного самоуправления. 

Туристская полиция следит за выполнением действующего законодательства в сфере туристского бизнеса и осуществляет контроль туристских предприятий в целях обеспечения высококачественного обслуживания и защиты туристов. 

Резюмируя сказанное, следует отметить, что правоприменительная практика в сфере туризма  показала, что законодательные новеллы последних лет (речь идет об изменениях,  внесенных в  Закон о туристской деятельности в 2001 и 2008 годах)  в целом положительно повлияли на ситуацию на туристском рынке. В результате значительно  уменьшилось число недобросовестных туроператоров, которые «собирали деньги» с туристов и исчезали. Появляется  все больше  туристских компаний, работающих в рамках закона,  а также добровольно выполняющих взятые на себя социальные обязательства. Постепенно повышается прозрачность и инвестиционная привлекательность индустрии туризма, идет процесс укрупнения турбизнеса,  создания правил и стандартов в туристской деятельности.

Наше государство принимает  активные меры по защите граждан от преступных  и иных противоправных действий, по противодействию терроризму  и экстремизму. А защита прав иностранных гостей в нашей стране и казахстанских граждан за рубежом является одной из целей международного сотрудничества Казахстана в области обеспечения безопасности туризма. Законодательство РК о туристской деятельности относит  вопросы безопасности туризма к  принципам государственного регулирования туристской деятельности, а также  ключевым функциям органов исполнительной власти. 

В свою очередь реализация «права туриста на личную безопасность» будет выражаться в совершенствовании действий государства  по разработке и применению комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз личной безопасности туристов,  локализации и нейтрализации последствий их проявления. И только в случаях необходимой обороны турист сам осуществляет активные, юридически значимые действия по защите своей жизни, здоровья, физической свободы и имущества (самозащита права).