Талгат Даиров: Наши туристы любят не только лежать на песке!

Генеральный директор Tez Tour Kazakhstan о самых популярных у казахстанских туристов направлениях и открывающихся перспективах выездного туризма в эксклюзивном интервью нашему журналу

– Какие направления наиболее востребованы сейчас на казахстанском рынке? И как повлияли на сам рынок такие события, как девальвация тенге, сложная политическая ситуация в Египте и Турции, исход из этих стран – полностью или на время – российских туристов?

– Безоговорочное первое место по популярности у наших граждан занимает Турция. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в летний период (с мая по конец сентября) одни только чартерные программы охватывают десять городов Казахстана. Если же брать столицы, то на Алматы приходится 11-12 (а вместе с рейсами Turkish Airlines 13-14) вылетов в неделю, а на Астану – более 10 вылетов в неделю. Чуть меньше дает Караганда. Конечно, девальвация тенге в августе 2015 года сказалась очень сильно, особенно в тот год. Зима 2015 – 2016 гг. была очень тяжелой, следующим летом рынок вроде бы немного начал приходить в себя, но затем в Турции произошла попытка переворота, и конец сезона был смазан. Тем не менее, и осень прошлого года, и зима, и весна года нынешнего показали пусть и незначительный, но все-таки рост. Казахстанский турист словно немного обжился с новым курсом тенге, приспособился к сложившимся реалиям и вновь начал уделять внимание отдыху. И в ту же Турцию поток был восстановлен на уровне 80-90%. При этом предложение по данному направлению в этом сезоне намного превысило спрос. И хотя для самих казахстанских туристов в связи с тем, что предлагается много рейсов, горящих путевок, демпинговой политики со стороны отдельных операторов, это весьма благоприятная ситуация, нам, операторам, приходится тяжеловато.

Второе направление, которое мы рассматриваем, как перспективное, – Египет. В свое время в связи с терактом, в результате которого был взорван российский самолет, Россия отказалась от полетов в эту страну, и до сих пор авиасообщение не возобновлено. Это очень тяжело сказалось на всей туристической отрасли Египта, ведь Россия давала в год минимум 4-5 миллионов туристов. Но казахстанцы оказались даже в плюсе: ценовая политика египетских отелей из-за недозагруженности стала для туристов гораздо более выгодной, чем у тех же турецких отелей. И если в прошлые годы мы вообще не рассматривали Египет как летнее направление (летали только зимой), то в этом году именно в летний период мы организовали 3-4 рейса в неделю из Алматы и 1-2 – из Астаны. К тому же многие поняли, что жара в Египте намного легче переносится благодаря невысокой влажности. Все это привело к существенному росту турпотока в страну пирамид.

– Цены стали ниже, а уровень сервиса при этом не упал?

– Нет, местные отельеры стараются его максимально поддерживать, хотя, конечно, нельзя сравнивать египетские отели с турецкими: они как бы в разной весовой категории. Тем не менее, дорогие отели – 5-звездочные – сервис даже подтянули, потому что прекрасно понимают, что им необходимо сделать все возможное, чтобы побороться за клиентов. А это, в принципе, тот же самый контингент, который раньше летал в Турцию. Сейчас же произошло перераспределение: часть туристов переориентировалась на Египет. И если россияне в ближайшее время не вернутся, а сами египтяне и дальше будут придерживаться такой же ценовой политики, то мы по-прежнему сможем предлагать потребителю качественный и относительно недорогой продукт. А заодно перераспределение туристов с Турции на Египет еще больше увеличится.

Третье направление массового туризма – Таиланд. Это традиционно чисто зимнее направление: летом там начинается сезон дождей, очень высокая влажность (до 75-80%), и не все это легко переносят. А вот на Новый год спрос большой. Очень комфортная температура, и влажность уже не очень высокая.

Следующее популярное направле- ние – ОАЭ. В прошлом году, когда Турцию лихорадило в связи с политическими событиями и туристы побаивались туда лететь, многие переориентировались на Эмираты. Был весьма неплохой поток именно для летнего периода. В этом году ситуация, кстати, повторяется.

Наконец, китайский остров Хайнань. Раньше мы рассматривали его только как зимнее направление. Потом был перерыв в несколько лет, а с 2016-го поставили его уже на круглый год, летаем один раз в неделю, и спрос стабильный. Можно объяснить интерес к острову еще и тем, что все-таки Китай – это коммунистическая страна с сильной властью, и там нет таких политических катаклизмов, как в других регионах планеты. Поэтому Хайнань выигрывает в том числе и в этом аспекте. К тому же китайские партнеры, получая от государства дотации, предлагают хорошие цены. Это направление подразумевает не только отдых, но и лечение. И сейчас есть планы увеличить число рейсов из Алматы, а возможно, и из других регионов страны.

Если же подвести итоги, обратившись к статистике, то на Турцию приходится 70-80% турпотока из Казахстана, а остальные перечисленные страны набирают 20-30 процентов, примерно в равных долях, плюс-минус. Но если тренд, связанный с Египтом, останется таким же, а само направление станет круглогодичным, то эта страна немного шагнет вперед и займет до 10% рынка казахстанского выездного туризма. 

– В последние годы ряд стран – например, Таиланд – активно продвигали и другие, помимо пляжного отдыха, виды туризма: событийный, познавательный, экологический. Возрос ли интерес к ним у казахстанцев?

– Такой интерес был всегда, но, конечно, это лишь небольшой процент среди туристских предпочтений. Наших граждан привлекают прежде всего солнце, пляж, море. Но надо отдать должное: казахстанский турист, выбирая морские курорты, не просто тупо лежит на песке все дни, но и старается максимально использовать для себя возможности узнать что-то новое, побывать на разнообразных экскурсиях.

– А какие-нибудь другие направления за последние годы «выстреливали»? Например, как с Грузией складывается ситуация? Увеличился ли поток казахстанцев в другие страны помимо «большой пятерки» перечисленных?

– Да, в последние два-три года Грузия стала привлекательной для наших туристов. Правда, пляжный отдых у них, конечно, тяжело сравнивать с Турцией или Египтом. Тем не менее, грузины берут хорошими познавательными экскурсионными программами, замечательной кухней, гостеприимством, которое все отмечают. В прошлом году наши казахстанские операторы ставили несколько рейсов в Батуми. Направление интересное, но массовым вряд ли станет, потому что возможности, емкости грузинских отелей ограничены. Ведь и из России туда часто едут, и из других стран. Поэтому летом там ситуация с пляжным отдыхом, с местами в гостиницах напряженная.

– Перейдем непосредственно к вашей компании. Как вы видите свои перспективы, на что собираетесь сделать упор в ближайшее время?

– Во-первых, используя ситуацию с уходом России с египетского рынка, мы будем и дальше продвигать это направление, в первую очередь Шарм-эль-Шейх, к которому наши туристы уже привыкли. А в перспективе возьмемся и за Хургаду, у которой есть свои преимущества: более приспособленные пляжи для отдыха с детьми – меньше коралловых рифов и песочное дно, когда заходишь в воду. А ведь летом, когда у школьников каникулы, казахстанцы как раз настроены прежде всего на отдых с детьми, чтобы отвезти их на море и укрепить здоровье.

Конечно, будем развивать китайское направление. Что касается Доминиканской республики, то недавно московский офис Tez Tour возобновил прямые рейсы в эту страну. До кризиса в России такие чартерные программы действовали, и у нас был очень хороший поток в Доминикану: мы выписывали полный турпакет с перелетом Алматы – Москва – Пунта-Кана и обратно (сам Казахстан пока не готов вытянуть чартерную программу). Этот спрос сохранился и сейчас. 

– Последний вопрос: ваши советы и пожелания казахстанским туристам?

– Прежде всего, хочу напомнить, что в соответствии с Законом РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» с 7 ноября 2016 года в нашей республике действует корпоративный фонд «Туристік Қамқор», который призван гарантировать права казахстанских туристов, выезжающих за рубеж. И мы сейчас делаем всё для того, чтобы и агентства, и их клиенты знали, что каждый турист должен получить туркод, который понадобится, если с туроператором случится что-нибудь непредвиденное – например, банкротство. Сейчас все операторы перечисляют в этот фонд взносы, которые будут использованы для того, чтобы возвратить наших граждан домой. К этому надо относиться серьезно и требовать от агентств, чтобы они выдавали эти туркоды: это не блажь, а подушка безопасности на случай форс-мажора.

Во-вторых, покупая в агентстве путевку, обращайте внимание на ее цену. Если она намного ниже, чем у других компаний, то это, по крайней мере, подозрительно. Выбирайте надежные, проверенные компании, чтобы отдых не превратился в кошмар. Конечно, горящие путевки бывают, но если работа оператора поставлена правильно, сбалансированы спрос и предложение, то горящих путевок в принципе не должно быть. Наша компания так и старается работать. Поэтому желаю вам, чтобы ваши ожидания от заграничного отдыха оправдались на все сто процентов!