На высшей точке Австралии

Идея проекта «Семь вершин» принадлежит американскому мультимиллионеру Дику Бассу. В мае 1981 года после удачного восхождения на высочайшую вершину Северной Америки Мак-Кинли (6130 м) ему пришла в голову мысль: а что если взойти на высочайшие вершины всех континентов? 

С этого момента и сам Басс, и сотни тысяч его последователей делают всё, чтобы взойти на семь высочайших вершин всех континентов Земли. В настоящее время весьма успешно на территории стран СНГ работает московский офис программы «Семь вершин» под руководством Александра Абрамова. 

Казахстанская команда под руководством мастера спорта международного класса Владимира Вуколова начала выполнять программу «Семь вершин» в 2005 г. Именно в этом году группа казахстанцев взошла на высочайшую вершину Африки – Килиманджаро (5895 м), в 2009-м на высочайшую точку Европы – Эльбрус (5642 м), в 2010-м высшую точку Южного полушария – Аконкагуа (6962 м). Информация, собранная в этих экспедициях, используется в основном для подготовки высококвалифицированных менеджеров туризма в вузах Казахстана и России.

В настоящей статье представлены материалы экспедиционного дневника профессора В. Вуколова о восхождении на высочайшую вершину Австралии – пик Косцюшко (2228 м) в январе 2012 г. Участниками экспедиции в Австралию и Новую Зеландию являлись Владимир Вуколов, Виталий Дворецкий, Анна и Вячеслав Литвиновы. 

11-12 января. Рейс на Куала-Лумпур из Аламты отправляется по расписанию в 21:30. Мой основной рюкзак всего 10 кг – вот что значит нет горного снаряжения. Летели хорошо, обслуживание хорошее. Сели в аэропорт KLIA в 6:50 местного времени. Для дальнейшего перелета в Мельбурн нам надо переехать в терминал LССT, где базируется авиакомпания «Air Asia». В аэропорту +24 градуса, душно, воздух очень влажный. В аэропорту много полицейских с автоматами, впечатление такое, что все боятся террористов. После многочисленных проверок мы взлетели. Алматы – Куала-Лумпур, перелет составляет 7 часов, Куала-Лумпур – Мельбурн – 8 часов. Весь путь со стыковками занял 22,5 часа.

13 января. В аэропорту Мельбурна кроме общих проверок нас строили по 10-15 пассажиров, и затем проводник подводил к нам служебную собаку, которая обнюхивала все наши вещи. В порту наняли микроавтобус, и он довез нас до отеля на улице King’s street в центре Мельбурна. Эта часть города очень похожа на центр Буэнос-Айрес. 

Обедали в японском кафе напротив гостиницы. Большие блюда с японской едой (одного вполне достаточно) стоят 10-12 долларов. После обеда попытались по интернету купить авиабилеты на остров Тасмания, но не успели – билеты продаются за сутки до вылета. Поехали смотреть Мельбурн в так называемый Skydeck (Небесная палуба) – огромное здание со смотровой площадкой на 88-м этаже. Вечером совершили приятную прогулку по ночному городу. В 12 часов символически встретили старый новый год. По телевизору шел старый американский боевик о русской мафии…

14-15января. До аэропорта доехали за 10 минут. Багажные тележки маленькие и за каждую надо платить по 4 доллара. Среди путешественников много людей 55-70 лет. Дети летают за полную стоимость билета. Сели в самолет А-320, в котором нет бизнес-класса. Напитки за деньги. Прилетели за 1 час 5 минут. 

Аэропорт города Lounceston маленький и уютный. На такси от аэропорта до отеля Parkline доехали за 15 минут. Погуляли в City park, рядом с которым находится река Tamar. Именно с этого места началась оккупация севера штата губернатором Артуром (1827-1850 гг.). 

За весь день мы в этом городе не увидели ни одного полицейского, хотя к ночи город был забит машинами и людьми. В 11 часов заказали такси и 20 минут ехали по лесу к офису программы «Приключение по верхушкам деревьев». Программа длится 3 часа и стоит 100 долларов. В холле офиса висит сертификат министерства туризма Австралии, свидетельствующий, что эта трасса входит в число лучших туристских объектов Австралии. После инструктажа и тренинга идем по маркированной (для ночных стартов) светоотражателями дорожке. Тропинка пролегает по лесу из эвкалиптовых деревьев, секвойи и завезенных из Северной Америки «Радиатор поинт» высотой более 100 метров. Длина всей тросовой дистанции более 1 км. Всего 6 площадок. Самая высокая часть дистанции – 50 метров над землей и 214 метров длиной через ущелье. Последний участок был самый длинный – 400 метров над рекой, вдоль ущелья. Здесь скорость была 80 км в час. Последняя 7-я площадка находится почти рядом с землей (12 метров), и инструктор предложила для развлечения падать с площадки боком. 

Обратно мы шли другой тропой, через красивый лес. Название диковинных деревьев, кроме тех, которые мы уже видели: вестерн рэдсидерс, секвойя из Калифорнии и огненный цветок. 

Вернувшись в отель, я вечером увидел рекламу этой программы. Трасса настолько популярна, что группы клиентов идут по ней с разрывом только в одну площадку. Мы отчетливо видели предыдущую группу и ту, которая шла за нами. Кстати, брать на трассу фото- и видеокамеры запрещено. Прохождение дистанции фиксируется стационарными видеокамерами, установленными на каждой площадке. Кроме того, младшая из инструкторов все время нас фотографировала. После этого нам предложили купить эти фото и видеоматериалы. Вместе это стоит 85 долларов. Мы купили весь комплект. Кстати, из разговора с инструкторами выяснилось, что за последние 4 года на трассе побывали всего 3 человека из Казахстана. 

16 января. Утром едем в городской зоопарк. Успели к 10:00, то есть к моменту кормления самых маленьких в мире голубых пингвинов. Они едят рыбу толще их голов. Потом прямо с рук кормили кенгуру. Рыбой, оставшейся от пингвинов, служащие зоопарка кормили тасманийского дьявола, который вместе с кенгуру является визитной карточкой животного мира континента. А еще здесь можно встретить коалу, австралийскую собаку Динго, карликовых обезьян…

В 20:50 приехало заказанное такси. На регистрации нашего рейса до Мельбурна людей немного. Выяснилось, что из Мельбурна до Лонсистона можно добраться за 147 долларов вместе с оплатой багажа, а обратно в Мельбурн – за 199 долларов, хотя оба раза мы летели на одном и том же аэробусе А-320. Прилетели за 1 час, в полете ни еды, ни напитков, ни телевизора. 

17 января. Забронировали отель в Тредбо. Это последний населенный пункт для восхождения на Косцюшко. По предварительной информации мы знали, что до Тредбо на арендованной машине из Мельбурна можно добраться за один световой день. Высота Тредбо 1380 м над уровнем моря. Высота Косцюшко – 2228 м. Канатка идет до высоты 1930 м. Длина дистанции 15 км в оба конца. 

Менеджер отеля проявил недюжинное знание географии – он слышал об Алматы и сказал, что мы первые казахстанцы, живущие в отеле Маями.

18 января. От конца канатно-кресельной дороги стартовали в 10:00. Канатка вывезла нас на 1930 м. Вообще всё сделано так, чтобы люди ездили на гребень только на канатной дороге, т.к. по склону проложены трассы для бобслея и для DownHill`а, где пешеходам находиться запрещено.

Мы убедились, что экипировались правильно (термобельё и ветрозащитные костюмы) – дует довольно холодный ветер. Качество тропы отличное – она спроектирована так, чтобы подъём проходил с наименьшей крутизной. Тропа покрыта металлической ребристой сеткой, жестко закреплённой на металлической основе. Упасть с этой дороги практически невозможно.

Всего от вершины до канатки 7 км. На высоте 2100 м дорога раздваивается: одна – на вершину, другая – в долину. Она предназначена для байкеров, но может подъехать и машина высокой проходимости. Тропу контролирует рейнджер-женщина. Сама местность напоминает алматинский Кумбель или пейзаж северного Урала летом.

Всего вокруг горы Косцюшко проложены несколько трекинговых маршрутов. Внизу в сувенирном магазине взяли сертификат о восхождении на вершину.

19 января. Cтолица Австралии Канберра. В 15:00 приехали в первый континентальный город Австралии – Гоулбурн. Мы заметили, что движение по дороге чётко контролируется властями. Лихач, обогнавший нас на дороге, тут же был остановлен полицией. Хотя полицейских на дороге не видно. 

При подъезде к Сиднею начались пробки. Доехали до гостиницы в центре Сиднея, которая называется Чайна-таун. Уличная толпа по своему национальному составу это подтверждает.

22 января. Берём напрокат автомобиль и едем к Голубым горам. От Сиднея до центральной части Голубых гор 150 км. На дороге встретили дорожный знак, показывающий нашу скорость и предупреждающий о её превышении. 

Подошли к началу канатной дороги через каньон. Туман, почти ничего не видно. Наконец туман рассеялся, и мы увидели глубокий каньон реки с отвесными скалами, поросшими красивым лесом.

Мы купили билет на все три маршрута. Первый маршрут – это переправа в вагончике на другой берег каньона. Там прошли по участку сгоревшего леса. Через 20 минут вышли к панораме на скалы Три сестры. Здесь глубина каньона ещё больше. На тропе много туристов, в основном китайцев и корейцев. На верхней площадке сидел устрашающего вида абориген и дул в огромную деревянную трубу. Его фотографировали (предварительно положив денежку) многочисленные туристы.

Вернулись на правый берег тем же вагончиком. Виды потрясающие. Затем перешли на второй этап программы: спуск на вагончиках по рельсам ко дну долины реки. C начала вагончики спускаются по абсолютно тёмному скальному тоннелю (играет музыка из фильма «Индиана Джонс»), затем по очень крутому до 52 градусов. После этого по тропе спустились на дно ущелья к высоченному водопаду. 

Третий этап – спуск на дно долины в огромном фуникулёре на 80 мест. C перепадом 150 м. 

24 января. В Новую Зеландию вылетели рейсом компании JetStar. При подлете к Окленду в самолете объявили, что ввоз продуктов питания в Новую Зеландию запрещен, и если их найдут, то придется платить крупный штраф и даже могут депортировать из страны. Ребята сложили остатки продуктов в пакет и отдали стюардессам. 

26 января. Покидаем городок Паихия. Пока в центре городка искали бесплатный интернет, Слава, думая, что это туристическое агентство, заглянул в агентство недвижимости. Выяснилось – самый маленький домик на побережье стоит 190 тысяч $NZ. 

Планируем сегодня добраться до Веллингтона. Судя по количеству коров на полях, Новая Зеландия по животноводству опережает даже Аргентину.

27 января. Вышли в море почти по расписанию в 10:40. Сразу по выходу из бухты началась сначала килевая, а потом бортовая качка, волны становятся всё больше. Мы пришли в порт Пиктон Южного острова Новой Зеландии в 13:30, а в 13:45 выехали на юг к городу Christchurch. В супермаркете, где покупались продукты, на стенде информации обнаружили надпись: «Если вы оставили в закрытой машине собаку – вам грозит штраф в размере $75 000, иначе животное может погибнуть от жары». Едем по узкой извилистой дороге вдоль Южного Тихого океана. Слева океан, справа горы. На ровной части побережья в нескольких загонах пасутся олени. Дорога идет через короткие горные тоннели. Проехали городок Амберлей. Встретили тополиную рощу – ну прямо как у нас в Казахстане. Практически все поля разделены на скотоводческие участки. По местному телевидению передали обеспокоенность новозеландского парламента скупкой больших участков земли  китайцами.

28 января. Проехали международный аэропорт города Christchurch, куда прилетают те, кто идет на вершину Кука. На полях пасутся подстриженные ламы – смотрятся как верблюжата.

Гора Кука очень популярна в мире – на некоторых мотелях висят флаги 10-12 государств. 

В полдень приехали в альпинистский центр имени сэра Эдмунда Хиллари. У входа надпись: «Посещение музея Хиллари бесплатно, но пожалуйста, без еды». 

На экспозициях старые фотографии, автомобили, на которых добирались до этого района. На втором этаже центра расположен ресторан самообслуживания. И ресторан, и музей заполнены японскими туристами. Но здесь нам встретились чехи и даже парочка русских. Мы расписались в книге гостей, выразив свое восхищение музеем.

Таким образом, мы добрались до крайней точки своего путешествия и начинаем путь обратно.

29 января. Утром подъехали к интересному объекту, который называется Холм замков – гряде скал, действительно похожими на замки. На холме есть оборудованные маршруты для скалолазания. По дороге увидели стенд с надписью «Здесь дорогу перебегают киви». Тем временем по дороге пробегал… попугай, которого ребята фотографируют. 

Въезжаем в самый длинный в Новой Зеландии туннель (8,5 км). Вокруг глубокие, красивые ущелья, водопады. Приехали на смотровую площадку, на которой, кстати, и гулял целый выводок киви.

30 января. Приехали в местечко Хоббитон, где снимался фильм «Властелин колец». Вокруг этого места уже образовалась стандартная туристская инфраструктура (кафе, автостоянка, туалеты и т.п.). Мы должны были посмотреть норы хоббитов, но рабочий день закончился, и всё было закрыто.

1-3 февраля. В Сиднее прошлись по магазинам. В агентстве купили тур на острова Барьерного рифа. Здесь плавание к Барьерному рифу – это огромный бизнес.

На следующий день решили найти заведение, в котором готовят мясо кенгуру. Заказали одну порцию ассорти мяса для пробы. Принесли мясо крокодила, кенгуру, страуса и рыбы barramundi. Мясо страуса сделано в виде сосиски, мясо кенгуру очень похоже на телятину, мясо крокодила не похоже ни на один вид известного нам мяса, но, в общем, вкусно. Мясо рыбы похоже на плохо приготовленного белого амура.

4-6 февраля. Долетели до Мельбурна за 3 часа. В Куала-Лумпур вылетаем рейсом «Air Asia». Пролетаем над территорией Центральной Австралии – сплошная красноватого цвета пустыня, но с реками. 

И вот наконец рейс на Алматы. На регистрации малазийка обнаружила «интересный» факт – когда мы 5 февраля прилетели из Мельбурна в Малайзию (Куала-Лумпур), то таможенная служба ляпнула в наши паспорта дату 8 февраля. Таким образом, получилось, что мы въехали в Малайзию 8 февраля, а выезжали 7. В принципе мог бы быть скандал, но малазийка решила этот факт замять. 

На этом активная часть нашей экспедиции закончилась.