О Болливуде и не только

Индия лидирует в мире по производству фильмов – факт известный. В стране выпускается 1200 фильмов в год. И все это по незнанию мы называем Болливудом. Что такое Болливуд, и какова структура индийского кино, рассказывает казахстанский киновед Гульнара Абикеева, которая участвовала в туре по городам индийской киноидустрии, организованном Министерством иностранных дел Индии.

Глобализация по-индийски

Как и для многих зрителей, виртуальное путешествие в Индию началось для меня с кинематографа – давно, с детства. Этот удивительный мир красоты, музыки и танцев завораживал, восхищал, удивлял. Шло время, и с возрастом у меня, как и у многих, сложилось снобистки-снисходительное отношение к индийскому кино: мол, песни, танцы, мелодрамы – низкий жанр. Опять время шло, а индийское кино все больше и больше завоевывало мир. Яркий пример тому – грандиозный успех в этом году фильма «Меня зовут Кхан» с участием мега-звезды Болливуда Шахрук-кхана. Фильм был показан на Берлинском кинофестивале и вызвал колоссальный резонанс. Это был настоящий глобальный ответ Болливуда Голливуду. 

Еще один признак самодостаточности индийской киноидустрии – это то, что они, так же как американцы, делают ремейки на удачные картины, снятые где бы то ни было в мире. То есть они не прокатывают, скажем, удачный американский фильм, а просто переснимают его со своими актерами, режиссером и с поправками на свою ментальность. То есть Голливуд и Болливуд – это как две отдельно взятые планеты, которые существуют параллельно. 

Уместно в этом контексте поразмышлять о термине «глобализация». Мы мало задумываемся над тем, что вообще-то этот термин пошел из Америки. Говорим «глобальный» – подразумеваем «американский». На конференции по вопросам развития азиатского кино профессор культурологии мистер Гупта заметил: «Еще двадцать пять лет назад, когда мы согласились с тем, что Индия в экономическом плане входит в процесс глобализации, мы перестали говорить о своеобразии индийского кино. Оно тоже должно быть глобальным и понятным для всего мира». 

Однако наивно думать, что «глобализация по-индийски» происходит сама по себе, только потому, что индийское кино заслуживает этого. В 2009 году на производство, дистрибуцию и представление индийского кино по всему миру крупнейшая индийская компания «Reliance Big Entertainment» вложила один миллиард долларов, в 2010 году эта же компания затратила 825 млн. долларов на сотрудничество с ведущими американскими компаниями. Кроме «Меня зовут Кхан» в этом году в мировой прокат вышли такие индийские фильмы, названия которых говорят сами за себя: «Лондонские мечты» Випула Шах, «Нью-Йорк» Кабира Кхан и другие.   

Структура индийского кинопроизводства

До кинематографического тура по Индии я, так же как и многие зрители, считала, что все индийское кино – это и есть Болливуд. На самом деле оказалось, что болливудское кино – это фильмы, снимаемые в Мумбае, на национальном языке хинди, и это всего 250 фильмов из 1200 снимаемых в год. Количественное же большинство фильмов снимается на основных четырех языках южной Индии: на телугу – 258, тамил – 155, каннада – 186, малайалам – 88 фильмов (по данным 2009 года). Любопытно, что они прокатываются только в своих языковых регионах и носят локальный характер. И все же доминирующее значение, конечно же, несет на себе Болливуд. Только фильмы, снятые на языке хинди, соответственно, с известными звездами, идут в прокате по всей Индии. На одной из встреч нами был задан такой вопрос: «А если картина, снятая на языке, скажем, малайалам, имеет большой финансовый успех, ее дублируют на хинди, чтобы показать по всей стране и заработать еще больше денег?» Нам ответили: нет, просто эта картина будет переснята болливудской студией, болливудским режиссером и с болливудскими актерами. То есть в стране бурно развивается региональное кино, но доминирует кино, снимаемое в кинематографической столице Индии – Мумбае. 

Если посмотреть на карту Мумбая (бывшее название города – Бомбей), то не надо думать, что ее зеленые фрагменты – это парки города. Это в большинстве своем территории студий Болливуда. Нас привезли в один из таких зеленых уголков. Территория, занимающая 400 гектаров земли, оказалась не студией, а киношколой – «Whistling Woods International». Слоган школы гласит: «Turn you passion into a profession» – «Поверни свою страсть в профессию». Обучаться здесь могут все желающие от 17 до 45 лет. Правда, стоимость обучения такая же, как в аналогичных школах США, – 35 000 американских долларов в год. На вопрос, каков процент отсева, ответ был лаконичный – очень маленький. Причина одна – замужество. Как я поняла, это касается только девушек. Индийская свадьба, наверное, – единственное, что может по своему размаху, важности и затратам сравниться с кинематографом или, по крайней мере, с обучением в киношколе.

Киногород Рамоджи

Первой точкой нашего путешествия был город Хайдарабад. Из аэропорта, не заезжая в город, мы отправились в Ramoji Film City – огромный студийный комплекс. Это не туристическо-развлекательный парк наподобие Universal Studio в Америке, это именно профессиональная площадка для съемок, признанная Книгой рекордов Гиннесса самой большой студией в мире. 

Для нас, семерых журналистов-кинокритиков из различных азиатских стран мира, была организована встреча с основателем этого уникального киногорода господином Рамоджи Рао. Очень скоро мы поняли, что это действительно суперпроект, построенный для кинопроизводства фильмов. Чего только нет на территории Рамоджи-сити: индуистские и буддийские храмы, макеты знаменитых архитектурных сооружений Индии, одних только парков – 26. Надо снять джунгли – пожалуйста, есть кусочек джунглей, при этом со всей подведенной инфраструктурой для съемочного оборудования, освещения, кранов и рельсов. Нужна река или озеро – есть искусственные река и озеро. Есть построенные декорации нескольких индийских деревень, даже кусочек города Бомбея здесь можно найти. Да что Бомбей, есть уголок Великобритании, улица техасского городка начала ХХ века. 

Несколько часов ушло только на то, чтобы объездить и обойти разные площадки: тюрьма, больница, школа, небольшой городской железнодорожный вокзал с поездом, салон самолета с кабиной пилотов. Посмотрели, как делается отделка декораций внутреннего убранства индуистского храма, как подстригают деревья в виде слонов и т.д.  

Еще полдня нам показывали помещения и оборудования для записи музыки, компьютерные студии для изготовления спецэффектов, монтажные комнаты. И, конечно же, гостиничные комплексы для размещения съемочных групп, рестораны, автопарк, цеха. Действительно, размах – колоссальный. Покидали мы Рамоджи-сити уже вечером, опять проезжая по той же дороге в сторону аэропорта, и мне бросился в глаза билборд, на котором было написано: «Что такое глобализация по-индийски?» Машина ехала быстро, и я не успела рассмотреть нижнюю часть рекламы, где, вероятно, был написан ответ на этот вопрос. Но в моей голове он сложился однозначно – «кинематограф».