От Рио до Онтарио, или сшивая две Америки казахской байк-иглой

Глава 1. Бразилиана

Так и хочется сказать, что это – сон. Я – в Южной Америке! Бразилия, Парагвай, Уругвай, Чили, Аргентина – неужели они у меня на пути?! Я ведь только в книгах о них читал, бредил их футболом, несколько фильмов видел, а тут они наяву…

Вместо прогрева

Друзья и сочувствующие, мой очередной мотопробег – на сей раз по странам Южной, Центральной и Северной Америки – начинается!

Я долго мучил вас, раз за разом откладывая этот старт. Но жизнь такая штука – она то и дело вносит свои коррективы: то личная жизнь, то общественная, то катаклизмы, то финансы… Вот только сдаваться и сдуваться – не по мне. И всё только начинается!
Стартовать я решил в Бразилии, финиш – на Аляске. Как вам нравится такой маршрут: Бразилия – Парагвай – Аргентина – Уругвай – Аргентина – Чили – Боливия – Перу – Эквадор – Колумбия – Венесуэла – Колумбия – Панама – Коста-Рико – Никарагуа – Гондурас – Сальвадор – Гватемала – Белиз – Мексика – США – Канада – Аляска (США)?
Хочу напомнить, что этот мотопробег я посвящаю светлой памяти своего сына Дениса…

Здравствуй, Рио! или Борьба с таможней

Итак, я – в Бразилии. А это значит, что большой перерыв закончен и мотокругосветка продолжается! А то расслабился я в последнее время из-за непредвиденных остановок…

Ещё недавно я бороздил хайвэи США. И ведь какой контраст: из Аризоны с 25-градусной жарой – в зимний Вашингтон со снегом и минусовой температурой! Но меня никогда не пугала погода с её катаклизмами – насмотрелся всякого… Больше проблем создаёт, как всегда, отправка мотоцикла: оформление документов, поиск недорогого корабля (ох, уж эти рвачи-брокеры!). В этот раз получилось, вроде, как и задумал: 700 долларов за доставку моего байка из Нью-Джерси в Рио-де-Жанейро – вполне реальная цена! Но, как говорится, скупой платит дважды. Уже после оформления подумалось вдруг, что не скоро этот корабль придёт в Бразилию (предупреждали ведь меня, что корабль будет формироваться месяц да идти две недели!).

Но, как оказалось, и это – не проблема. Вопрос: как забрать его с таможни в Рио? Не раз уж убеждался во многих странах, что как только я во всеоружии появляюсь на таможне и требую свой мотоцикл – начинается магия. Вот и в Рио все были в панике! Никто не знал, как оформлять и выпускать этот груз (мотоцикл) со склада таможенно-пограничного пункта.

Почему-то я был уверен, что вся Северная Америка путешествует по Южной, тем более по Бразилии, на своём двухколесном или четырёколесном транспорте. Как бы не так! Никто таким способом из США в Бразилию не добирается. И теперь я начинаю догадываться, что причиной тому – неимение (или всё же незнание?) соответствующих законов и постановлений на этой стороне. За несколько дней постоянного общения с таможенниками, требовавшими самые немыслимые бумаги и подтверждения, что я – не бизнесмен и не «челнок», моя заочная любовь к бразильцам и бразильянкам почти угасла. Такое чувство, что я – первый байкер, причаливший к берегам Латинской Америки со своим байком!

Не буду утомлять читателя подробностями, но забрать своего железного коня мне обошлось чуть ли не в половину его цены! Иначе никак. Меня тут практически все успокаивают и в один голос твердят: «А что ты хотел? Это же Бразилия!». А ведь действительно: автомобилей и мотоциклов с иностранными номерами здесь не видно, хотя туристов – не меряно! И ведь не всегда люди виноваты. Иногда они строго следуют букве закона (о взятках тут и речи быть не может) и… ничего не могут сделать! Я же чем дальше, тем дискомфортнее чувствовал себя здесь. Имея деньги на банковской карточке, я ни в одном из встретившихся мне по пути банков не мог получить их или снять через банкомат. Лишь в одной-единственной (дорогой!) гостинице удалось рассчитаться карточкой. Спасибо моим родным, которые отправили деньги через «Вестерн Юнион» – и я ожил. Нечто подобное было у меня в Иране, но ведь эта страна находится в плохих отношениях с США, отсюда и проблемы с международными карточками VISA и MasterCard. А что не так в Бразилии – одном из дружелюбных и стабильных государств мира?!..

В путь!

Наконец, все бюрократические препоны были пройдены, и можно было трогаться в путь. Счастью моему не было предела! Как только я привел в порядок мотоцикл, сразу же двинулся по достопримечательностям Рио. Так как байк мой не маленький, весь в наклейках и, конечно же, по традиции на нём два флага – Казахстана и той страны, по которой передвигаюсь, то сразу же привлёк всеобщее внимание. Впрочем, быть в центре внимания мне не привыкать, да и нравится – ведь таким образом люди хоть немного узнают о Казахстане.

Я иронизирую порой над собой: мол, с 2004 года я в пути, где только ни был в своих кругосветках, а всё равно находятся люди, которые чешут в затылке: «Казахстан? Впервые слышу…». Увы, мало кто знает хоть что-нибудь о нашей стране и где она находится. Вот почему всякий раз, ответив, что я из Казахстана, начинаю объяснять, что мы граничим с Россией и Китаем, рассказываю о наших достижениях в спорте (одна лондонская Олимпиада-2012 чего стоит!), в политике… Нет, ребята, для того, чтобы весь мир узнал о нашей стране, чтобы люди везде встречали нас словами «О, Казахстан! Добро пожаловать!», каждому из нас предстоит ещё немало поработать!

О достопримечательностях Рио-де-Жанейро можно говорить бесконечно. В первую очередь, мне было интересно побывать на знаменитом стадионе «Маракана» (здесь его называют «Маракеш»). Когда-то он гремел на весь мир не умолкающим ни на минуту ревом 200 тысяч зрителей! Но после того как все места сделали сидячими, вместимость сократилась до 130 тысяч, а в этом году после очередной реконструкции оставили и вовсе 80 тысяч. Как мне объяснили, всё это делается для повышения комфорта и безопасности болельщиков. Но я-то понимаю, что дело в другом: футбольный ажиотаж 60-х и 70-х годов ушёл в историю… Хотя по-прежнему главный спорт для бразильцев – это футбол. Вот почему все здесь с таким нетерпением ждут чемпионат мира!

Статуя Христа-Искупителя. Это – символ страны. Раскинув руки в тридцатиметровую ширину, величественно смотрит Господь с горы Корковаду на Рио-де-Жанейро. Очень впечатляет!

Пляж Копакабана. Отличный – чистый и бесплатный!

Цены. Нереально дорогие – что ни возьми. Мне показалось, что отношение американского доллара к местному реалу – 1USD= 2BRL – здесь неразумное. Внутри страны я ещё не был, но надеюсь, что там цены поумеренней.
Погода. Сейчас здесь – зима, а это значит, что температура не превышает 30 градусов. Можно сказать, что как раз для меня (хотя каждый день моросит дождь, но, главное, что не льёт).

Ух, дороги!..

Почти все бразильские трассы платные (с мотоциклистов тоже деньги берут). Полиции не видно. Байкеров водители машин уважают. Но, главное, что экстремальные дороги столь отличного качества давно не попадались на моём пути, вот почему здесь я получил огромное удовольствие! Серпантин имеет специальный – под авто- и мототехнику – уклон, повороты чуть ли не через каждые 100 метров. Вспоминаю дорогу на Медео, на которой мы, байкеры, оттачивали свои навыки вождения мотоцикла. Но там всего-то 5 км – и финиш. А здесь виражи продолжались до самого города Белу-Оризонти, то есть порядка 400 км. Нужно было видеть меня после этой гонки! Выжатый лимон – это мягко сказано. За мной увязался местный байкер на «Хонде», специально не обгонял, а лишь смотрел, как эта махина BMWK1200LT «съедает» повороты, шлифуя асфальт боковой подножкой. Конечно, со стороны это смотрится неплохо, но если свалишься с моего «Боливара», то костей не соберёшь… Потом мы с этим байкером подружились, хотя я в его монологах понимал только два слова – «амиго» и «фантастико».

Два дня я добирался до столицы – города Бразилиа. Ровно 1200 км от Рио. Абсолютно разные города. Бразилиа – город молодой, построенный в центре страны специально как столица. Чистый, ухоженный, с небольшим (относительно!) населением. В общем, город-дипломат. Кстати, совсем недавно здесь открылось посольство Казахстана. Здорово! В посольстве мне сказали, что я – первый соотечественник, побывавший у них. Встретили меня радушно, да и я увидел старых знакомых. Ведь наши дипломаты не сидят подолгу на одном месте, а работают в кочевом режиме: командировка на 2-3 года – и в новую страну! Спасибо им, помогли с визами.

Бразильский байк-фест

Пока ждал разрешение на въезд в Парагвай, узнал, что на днях состоится грандиознейшее байк-шоу «Brasília Motocapital» (http://www.brasiliamotocapital.com.br) – юбилейное, десятое по счёту. Что ж, что ни делается, всё к лучшему! А несколько дней задержки планам не помешают…

Фестиваль идёт со среды по воскресенье. Официальное открытие – в четверг. Сценарий во всём мире примерно одинаковый: сбор, тусовка, мотошопы, дискотека, номинации… Думаю, что больше всего наград с этого мотослёта увез я. Чего скрывать, внимание к моему байку и моей персоне было огромное! Ведь самый далёкий байкер на фестивале был из Колумбии. Из США, Мексики и Канады не было никого. А тут «нарисовался» байкер из Азии – из Казахстана! В общем, меня и щупали, и спрашивали, и снимали почти все телеканалы Бразилии. Все в восторге, и мне приятно. Это ведь и моя тема: я сам немало фестов провёл дома! А что касается байкеров-дальнобойщиков из Северной Америки, то они, оказывается, варятся лишь в собственном соку: дальше Канады и Мексики никуда не ездят и байкфесты признают только свои.

А вот бразильский менталитет мне очень понравился! Как выяснилось, бразильцы любят ездить по Панамериканскому шоссе – через столицу Аргентины Буэнос-Айрес в Чили и оттуда – наверх через Боливию, Перу и Эквадор до Колумбии. В сумме набегает порядка 10 000 км. Я тоже планирую пройти частично по этому маршруту, тем более, когда-то его «прохватил» сам Че Гевара.

Но вернемся на байк-фест. Такого количества мотоциклов, байкеров и байкерш я нигде не видел! Признаться, в первый день я даже испугался, что затеряюсь в этом огромном мотогородке. Но глаз-то намётан – быстро определяет, кто есть кто и откуда. Так что уже после первой ночёвки (палатку поставил возле клуба байкеров из Рио-де-Жанейро) приобрел массу друзей. Чтоб не поехала крыша от имён, фотографировал байкеров прямо с мотобайками и нашивками, на которых написаны имена (лишь недавно разобрался в собственном ребусе и отправил им снимки). Кстати, кашасу (местную водку) никто не пьёт, только пиво, ну и некоторые употребляют виски. Музыка звучит до утра. Вход – бесплатный, но цены на всё – завышенные. Видимо, организаторам нужно отбивать свои затраты…

На второй день меня нашёл главный организатор фестиваля и отдал на съедение СМИ. Когда журналисты «насытились», мы с ним уединились, пообщались, поделились опытом. Когда я рассказал ему, что на подобных мероприятиях мы проводим и мотокросс, и парад, и всевозможные конкурсы, он объяснил мне, что парад невозможен из-за слишком большой армии байкеров, а мотокросс – вообще не их тема. А вот Евразия его заинтересовала! Сказал, что попробует собрать команду и рвануть галопом по Европам. Может, это и будет им толчком – мой приезд в Латинскую Америку. Ведь когда-то (было это в мае 2004 года) и меня подтолкнул к моим странствиям по белу свету приезд к нам на байке звезды Голливуда Эвана Макгрегора. Именно из-за него я рванул в свою первую кругосветку – и до сих пор не могу остановиться…

Курс – на Парагвай, или Как хорошо иногда не спешить

После второй ночи я двинулся в сторону Парагвая. 

Дорога до пограничного города Фос-ду-Игуасу – это более 1500 км, или 2-3 дня пути. Конечно, можно рвануть и получить очередную «железную задницу» («Iron Butt»)*, но зачем? 
Сейчас в Южной Америке период самого короткого светового дня. Ночь подкрадывается мгновенно, и уже после 6 часов вечера приходится ехать в темноте. Мотелей-отелей на пути – множество, но не везде есть интернет. Ищу и нахожу мотель с интернетом. Интернет – хороший, а вот ночлежка… Представьте себе загон для лошади: стоит деревянная кровать – и ничего более! Холодина – неимоверная. Я ещё умудрился принять душ (а иначе нельзя после долгой дороги), но потом пришлось одеться и в таком виде лечь спать. Зато есть интернет!

Утром пошёл на завтрак и что вижу? Есть только кофе (крепчайший!) и 12 видов булочек. Кофе такой я не пью, да и хлеб с булочками категорически не употребляю (и так килограммами я не обижен!). На этот случай у меня всегда имеется НЗ (неприкосновенный запас) – яблоки, йогурт и сухофрукты. Вообще, от бразильской кухни я не в восторге – какая-то она пресная и безвкусная, поэтому я пристрастился к «Макдональдсу». Там хоть котлету можно от булочки отделить, да и салаты отличные.

Дождь сопровождал меня почти до самой границы с Парагваем. Хотел сразу пройти таможенный и паспортный контроль, но словно услышал внутренний голос: «Переночуй на границе, а утром спокойно поедешь дальше».
И действительно, утром я увидел нечто сногсшибательное – водопад Игуасу (Iguaçu). Он очень похож на Ниагарский водопад – такой же величественный и мощный. И так же, как североамериканский сородич «работает» на две страны – Канаду и США, так и Игуасу «обслуживает» Бразилию и Аргентину. Отличное зрелище и классные виды! Кстати, название у него совсем казахское, ведь окончание «су» – по-казахски «вода». 

В 20 км от водопада Игуасу находится гидроэлектростанция «Итайпу» (Itaipu), от которой питаются электроэнергией две страны – Бразилия и Парагвай. Но не только. Бразильско-Парагвайский союз решил сделать вокруг плотины ГЭС культурно-туристический центр. Начиная с 1991 года, когда начали организовывать сюда экскурсии, поток туристов, желающих поглазеть на одно из современных чудес света, не ослабевает. Статистика говорит, что уже 8 миллионов человек побывало здесь, включая и 49 казахстанцев. Замечательная идея и хороший бизнес!

Ну а пока – до свидания, Бразилия, буэнас диас, Парагвай!