Праздник, который всегда с тобой

«Париж – это праздник, который всегда с тобой» – удивительно точные слова Эрнеста Хемингуэя. Этот город очаровывает неповторимой атмосферой каждого своего уголка, улицы или здания. Предлагаем вам немного истории, легенд и интересных фактов из истории самых роскошных архитектурных комплексов Парижа.

Три дамы Лувра

Лувр – это сама Франция. На протяжении тысячелетия каждое поколение правящей элиты привносило в жизнь Лувра что-то незабываемое. С ним связана история 14 королей, 2 королев, 2 императоров и 5 республик. 

Самый большой вклад в пополнение музейной коллекции внес Наполеон. Из каждого похода он привозил «трофеи» – шедевры мировой культуры. По замыслу Бонапарта, «музей Наполеона» (как «скромно» император называл Лувр) должен был превзойти все художественные собрания в мире. Сегодня оценить стоимость коллекций Лувра невозможно даже приблизительно. 

Три главных шедевра музея принято называть «тремя дамами Лувра». По-настоящему бесценным экспонатом является «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Для картины выделено специально оборудованное помещение стоимостью 7 млн долларов. Никто не сможет назвать ее точную стоимость, известно лишь, что страховое соглашение заключено на 3 млрд долларов. Другим всемирно известным шедевром является Венера Милосская – статуя богини любви, созданная более двух тысячелетий назад. Еще одна гордость Лувра – Ника Самофракийская, скульптура богини победы. 

Главным входом в музей сегодня является стеклянная пирамида во дворе Наполеона. Ее появление окутано легендами, многие из которых отражены в романе «Код да Винчи». В Лувре даже стали организовывать экскурсии по следам героев книги. 

Отель «Ритц Париж»

Самая знаменитая гостиница мира, ставшая символом богатства, процветания и успеха. Именно об этом отеле Хемингуэй сказал: «Когда я мечтаю о жизни на небесах после смерти, то всякий раз действие происходит в Ритце».

Фактически все в этом отеле является предметом искусства, но особую историческую ценность представляют зеркало Наполеона III и стулья с листвой, покрытой золотом, принадлежавшие казненному королю Луи XVI.

В этом отеле легендарная модельер Коко Шанель провела треть своей жизни. Частыми гостями здесь были принц Уэльский, короли Испании, Швеции и Португалии, звезды кино Марлен Дитрих, Чарли Чаплин, Грета Гарбо. 

Сегодня в Рице любят останавливаться члены президентского клана Бушей, манекенщица Наоми Кэмпбелл, голливудская звезда Джонни Депп. Именно здесь провели последнюю ночь перед роковой аварией Доди Аль-Файед и английская принцесса Диана. 

Прямой информации о стоимости отеля нет, известно только, что в 2015 году владелец отеля Мохаммед Аль-Файед вложил в реконструкцию «Ритц Парижа» 140 млн евро. Общая площадь номеров после реновации держится в тайне. 

«Ритц Париж» – это единственный в мире отель с поварской школой, а местный ресторан L’Espadon считается одним из лучших в мире ресторанов французской кухни. 

Девизом отеля всегда были слова: «У нас исполняются все ваши желания». Однажды клиенты отеля то ли шутя, то ли серьезно заказали своим двадцати гостям ногу слона в качестве главного блюда. Естественно, в меню никаких слонов не было. Но администрация приняла решение купить слона в местном зоопарке, и желание гостей было исполнено.

Опера Гарнье

Опера Гарнье (она же Парижская опера, или Гранд-опера) – одна из главных театральных площадок мира. Как выразился Рудольф Нуриев, «Опера Гарнье является античным храмом всех муз, в котором сошлись живопись, архитектура, скульптура, музыка, танец, пение – одним словом, все самое красивое в этом мире». 

Именно на сцене Гранд-опера осуществлялись первые постановки опер великих Россини, Берлиоза, Доницетти. Здесь выступали Карузо, Шаляпин, Павлова, Нижинский, Каллас. 

Современная Опера – это результат труда 14 живописцев и 63 скульпторов. В Опере 17 уровней – это настоящий лабиринт лестниц, коридоров, лифтов, лесенок и пандусов. Снаружи здание украшают множество скульптурных изображений, наиболее известная из которых – «Танец» Карно. В 1932 году шедевр решили защитить от выхлопных газов и заменили копией, которую выполнил Поль Бельмондо – отец знаменитого французского актера Жана-Поля Бельмондо. 

Известное произведение о здании Оперы Гарнье – «Призрак оперы» – прибавило ей известности с мистическим оттенком. Говорят, что до сих пор в Гранд-опера, опасаясь неприятных последствий, избегают сдавать кому-либо ложу № 5 в первом ярусе, где, согласно легенде, вскоре после начала спектакля может появиться призрак Эрика.

Люксембургский дворец

Этот великолепный шедевр архитектуры был построен для Марии Медичи. Внутренние работы по благоустройству дворца поручили великому Рубенсу, который создал для дворца свой знаменитый шедевр – «Жизнеописание Марии Медичи» из 24 картин. Здесь также выставлялись коллекции работ таких гениев, как Леонардо да Винчи, Ботичелли, Тициан, Пикассо, Модильяни, а также шедевры Арчимбольдо – итальянца, предвосхитившего сюрреализм на четыре столетия. 

Долгое время Люксембургский дворец был местом жительства принцев королевской крови. Бодлер, Виктор Гюго, Бальзак, Хемингуэй, Сартр были гостями дворца и его знаменитого Люксембургского сада, воспетого Джо Дассеном в одноименном шлягере «Le jardin du Luxembourg».

Именно в Люксембургском дворце Наполеон Бонапарт подписал знаменитый декрет 1800 года, который закрывал более 60-и французских газет. В документе указывались параметры, по которым отныне должны были работать французские журналисты. Критика работы правительства отныне не допускалась в принципе. В результате к 1814 году во Франции осталось только 4 газеты.

Там, где не увядают цветы

Версаль – самая помпезная резиденция монархов в мире. Он был самым большим дворцом в Европе: в его залах одновременно могли разместиться 20 тысяч человек. Здесь родились пять королей: Филипп V, Людовики XV, XVI, XVIII и Карл X. Сегодня это мировой центр туризма, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Во дворце более 700 помещений, 1252 камина и 67 лестниц. На окружающий мир Версальский дворец смотрит через 2153 окна. Счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров. В соотношении с госбюджетом Франции в XVII веке получается современная сумма в 259,56 млрд евро.

Центром Версальского дворца является Зеркальная галерея. Здесь впервые был применен новый архитектурный метод расположения 357 зеркал. Все они были установлены параллельно семнадцати окнам. В итоге создается ощущение, что галерея с обеих сторон смотрит в парк.

Согласно легенде, в Версале никогда не увядают цветы. Но связано это было не столько с благоприятным климатом, сколько с повсе-

дневной работой сотен людей. Чтобы Людовик ХIV не видел увядающих цветов, их специально растили в горшках. Таким образом использовались два миллиона горшечных цветов, что позволяло быстро проводить замены цветочных сцен.

Дворец Во-ле-Виконт

Это настоящий шедевр французской архитектуры XVII века, каждая комната которого является демонстрацией великолепия вкуса. 

Дворец был построен министром финансов Франции Николя Фуке, который не стеснялся запускать руку в государственную казну и даже пытался ухаживать за фавориткой Людовика XIV – Луизой де Лавальер, знакомой многим по романам Дюма. 

Судьба Фуке стала воплощением переменчивости фортуны. Дело в том, что открытие дворца, на котором, кстати, выступали Мольер и Лафонтен, стало для Фуке последним торжеством – через три недели его арестовали по приказу короля. Причем арестовал его сам Д’Артаньян. Министр был доставлен в Бастилию и приговорен к пожизненному заключению. 

Существует предположение, что именно Фуке стал загадочным пленником в железной маске. Великий Дюма описал «железную маску» в романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя». 

В наше время дворец стал съемочной площадкой фильма «Человек в железной маске» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. А известный казахстанцам миллиардер Лакшми Миттал, использовавший Во-ле-Виконт для организации свадьбы своей дочери, заплатил за церемонию более 30 млн фунтов стерлингов, причем значительная часть этой суммы ушла на оплату аренды дворца.