Корея для мусульман

Южная Корея, экономику которой за высокие темпы развития еще в 90-е годы стали называть одним из «четырех азиатских тигров» (наряду с Сингапуром, Гонконгом и Тайванем), за последние годы превратилась и в тигра туристического, став одним из самых привлекательных мест в Азии для туристов со всего мира. Причем особенно высокими темпами популярность «страны утренней свежести» растет в мусульманских государствах.

По данным Национальной организации туризма Кореи – главного профильного ведомства страны, – безоговорочным лидером в мире по выездному туризму является на сегодняшний день Китай. А вот на второе место по этому показателю вышел стремительно развивающийся в последние годы туристический рынок мусульманских стран. Ежегодно из таких государств в Корею прибывает около 1 миллиона туристов.

Чем же так притягательна для них небольшая страна на юге Корейского полуострова? Объяснений этому феномену несколько. Во-первых, «корейская волна», или «халлю», то есть увлечение корейской кей-поп культурой, телевизионными шоу и сериалами, накрыла и страны мусульманского мира, особенно соседей – Индонезию, Малайзию. Спрос на халлю-туры, связанные с выступлениями корейских звезд и посещением мест съемок популярных сериалов, стремительно растет из года в год. 

Во-вторых, Корея на сегодняшний день – одна из самых безопасных стран мира, где можно спокойно гулять по улицам городов и в ночное время.

В-третьих, поскольку туристы-мусульмане приезжают чаще всего из южных стран, где нет снега, то для них в диковинку посмотреть на него и покататься на лыжах.

И, наконец, возможно, самое главное – в Корее сейчас делается всё для того, чтобы приезжающие из исламских стран чувствовали себя максимально комфортно, не испытывая проблем с питанием и возможностью совершения намаза. 

В 1965 году в стране была создана Федерация мусульман Кореи, в 1967-м ислам получил статус официальной религии, в 1976-м в самом многонациональном сеульском районе Итэвон открылась первая в стране мечеть, вмещающая 1500 человек, а в 1980-м

мечети были построены в городах Кванджу и Пусане. Сегодня в Корее проживает около 150 тысяч мусульман, из которых почти 40 тысяч составляют сами корейцы. В аэропорту, главных больницах, торгово-развлекательных комплексах, университетах действуют молельные комнаты. Ну а как решаются проблемы с халяльными блюдами (то есть разрешенными в исламе), показал прошедший с 16 по 18 августа этого года в Сеуле первый фестиваль халяльного питания, на котором благодаря любезному приглашению представительства НОТК в Алматы побывал и корреспондент «Мира путешествий».

Фестиваль в сиреневых тонах

Строго говоря, фестиваль был не самостоятельным мероприятием, а проходил в рамках международной выставки халяльных продуктов Halal Expo Korea 2018, которая проводится уже четвертый год подряд. Как рассказал выступивший на церемонии открытия директор НОТК Ан Ёнг Бе, «мы гордимся, что Корея занимает второе место после Китая по масштабу развития туристического рынка, связанного с мусульманскими странами, но, по данным опросов нашей организации, большинство туристов из этих стран ощущает определенные трудности с халяльным питанием. И поэтому мы решили организовать такой фестиваль, на котором расскажем нашим гостям о ресторанах, где можно заказывать блюда из халяльных продуктов, и о местах, где имеются молельные комнаты. И мы надеемся, что с помощью администраций провинций и наших региональных организаций сможем решить все эти проблемы и сделать пребывание туристов-мусульман в Корее более комфортным».

Само же мероприятие прошло во впечатляющем своим размахом выставочном комплексе международного торгового центра COEX, расположенного в сеульском районе Каннамгу. Этот район несколько лет назад стал знаменит на весь мир благодаря песне «Каннам стайл» (Gangnam Style) корейского автора-исполнителя PSY, а ее видеоклип набрал наибольшее количество «лайков» на YouTube и попал в Книгу рекордов Гиннесса. Кстати, рядом с центром возведена скульптура из двух огромных рук, перекрещенных в жесте из танца этого клипа. 

Помимо выставки и фестиваля халяльного питания, в этом же павильоне по соседству расположилась и традиционная международная выставка натуральных и органических пищевых продуктов. Различать их можно было по цветовому оформлению. Интересно, что на стендах, посвященных халяль-продуктам, доминировал не привычный для нас зеленый цвет, ассоциирующийся с исламом, а фиолетовый. Но если посмотреть на национальные цвета мусульманских стран Юго-Восточной Азии, то зеленого среди них, как правило, и нет.

Изюминкой фестиваля и его визитной карточкой стали многочисленные мастер-классы, на которых свое искусство по приготовлению халяльных блюд корейской кухни показывали известные кулинары страны. Один из таких мастер-классов провел в ходе церемонии открытия фестиваля чернокожий шеф-повар отеля Grand InterContinental, приготовив ягненка с рисом басмати, вкус которого по достоинству оценили присутствующие, в том числе и наша группа.

Программа фестиваля включала также семинары и обучающие лекции, тематическую конференцию, бизнес-встречи, презентации, запуск новых брендов. Работал даже класс по искусству корейской каллиграфии. Но одной из самых важных составляющих мероприятия стало открытие Недели халяльных ресторанов Кореи, проводящейся уже в третий раз.

Дружественные рестораны

«Неделя», также организованная Национальной организацией туризма Кореи, рассчитана вовсе не на семь, а на целых 60 дней: с 16 августа до

14 октября. В этот период для туристов из мусульманских стран при посещении ими ресторанов, участвующих в акции, а также основных туристических достопримечательностей и различных программ обучения будет действовать система скидок. Для этого НОТК заранее стала распространять купонные книги Halal Restaurant Week Korea через свои представительства в Сингапуре, Куала-Лумпуре, Джакарте, Бангкоке, Нью-Дели, Дубае, Стамбуле и Алматы. По таким купонам в размере до 10000 вон (это примерно 9 долларов) в 120 ресторанах страны можно будет заказывать халяльные блюда, получая соответствующие скидки.

Кстати, сейчас в Корее все рестораны халяльной кухни можно разделить на четыре категории. 

К первой относятся заведения со строгим соблюдением всех канонов халяльного питания и имеющие соответствующие сертификаты Федерации мусульман Кореи (в Сеуле таких 9,  в других городах – 5). Вторая группа – рестораны, которые сами позиционируют себя как халяльные и имеют хозяев-мусульман (их соответственно 12 и 6). К третьей же и четвертой группам относятся так называемые «дружественные» к мусульманам рестораны, где либо предлагается вегетарианское меню или блюда без свинины, либо отсутствует свинина, но в меню есть другое нехаляльное мясо (таких ресторанов только в столице около 75, а в регионах – больше сотни). 

Вывод из всей этой информации очень простой: голодными мусульманские гости точно не останутся.

Гордость НОТК

Раз уж речь зашла о питании, то надо сказать, что в стране с 5000-летней историей кулинарных традиций еда занимает чрезвычайно важное место в национальной культуре.

Это мы явственно ощутили, когда посетили туристический центр K-Style Hub – главное детище НОТК в столице Кореи. Открытый 11 апреля 2016 года, он представляет огромный многофункциональный комплекс, расположившийся на четырех этажах офисного здания. 

Вот уж где понимаешь, какое значение придает развитию туристической отрасли руководство страны. В Алматы тоже есть подобный центр. Раньше он назывался просто туристским информационным центром, сейчас – Visit Almaty. Но сравнивать его с корейским собратом – все равно что футбольному клубу «Кайрат» меряться силами с мадридским «Реалом».

Но не будем о грустном.

K-Style Hub отражает все грани корейской культуры: здесь можно проводить полноценные экскурсии и мастер-классы.

На втором этаже расположились два центра: общей туристической информации и медицинского туризма, где можно пообщаться с сотрудниками центров и запастись буклетами, картами, путеводителями на корейском, английском, китайском, японском и даже русском языках. Здесь же есть и интерактивные зоны VR и K-STARZONE (халлю), предоставляющие возможность сфотографироваться с корейскими звездами на большом экране, причем выглядят они вполне натуралистично, да еще постоянно меняют позы и выражения лиц. В другом месте, надев очки виртуальной реальности, можно полюбоваться корейскими пейзажами да к тому же прыгнуть на лыжах с олимпийского трамплина (автору этих строк даже пришлось отставить ногу назад, чтобы удержать равновесие).

Кстати, возвращаясь к главной теме этих заметок: на этом же этаже имелось и молитвенное помещение для мусульман.

Третий этаж целиком отдан выставочному центру корейской национальной кухни. Здесь выделялась экспозиция на тему «Сезонные блюда корейской кухни». Висели картины, рассказывающие, что едят в определенное время года. Раньше в Корее использовался лунный календарь, а год делился на сезоны, связанные с сельским хозяйством. В каждом сезоне были какие-то узловые моменты. Например, в последний день года ели жидкую кашу из красной фасоли. Есть такое поверие, что красный цвет отгоняет злых духов. Поэтому в этот день старались употреблять какие-нибудь продукты красного цвета, чтобы духи не досаждали в наступающем году (но, конечно, на все эти ритуалы влияло время созревания тех или иных растительных культур).

В шкафу с выдвижными ящичками можно было увидеть те травы, корешки и грибы, которые используются в корейской кухне. Рядом демонстрировалось, как выглядит традиционный корейский стол, накрытый повседневными блюдами. Обычно ели рис, какой-нибудь суп, несколько салатов. Здесь же можно было узнать, какие продукты сочетаются друг с другом, а какие – нет. Например, нельзя есть вместе морковь и огурцы, потому что их соединение убивает витамин С.  

А вот – глиняные чаны, в которых хранили различные снадобья, пасты, соусы, салаты. Глина при правильном изготовлении позволяет дышать продуктам. Ведь во многих корейских соусах и пастах очень важен процесс ферментации. 

Тут же зерновые культуры, использующиеся для приготовления каш и риса. Раньше мало кто из корейцев мог себе позволить есть белый очищенный рис. Ели неочищенный, либо вместо него – просо. Всё, что было легче всего вырастить. Но поскольку в рисе нет многих витаминов, то его обогащали, смешивая с разными крупами. Их заранее вымачивали и варили вместе с рисом.

Завершали же экспозицию... капли воды. На одном из стендов они просто потихоньку падали, а стоящие рядом экраны отражали это падение, преломляли его и показывали, как бывает красива обычная капля. 

А вот на четвертом этаже мы прошли боевое крещение в качестве бойцов корейского кулинарного фронта. 

В стране есть центр по развитию корейской национальной кухни. Это государственный орган, который занимается продвижением корейских блюд как дома, так и за рубежом, и обучает правильному их приготовлению. В его штате работают опытнейшие профессионалы. Одна из них – мастер Чхве – и возглавила наш отряд. А бороться нам предстояло с пульгоги – зажаренном в сладком соусе мясе говядины с различными приправами («пуль» – огонь, «гоги» – мясо).

Кстати, как оказалось, это блюдо очень любит Барак Обама (а вот его жена предпочитает пибимпап – рис с овощами). 

Пульгоги готовят, смешивая его с различными ингредиентами, позволяющими, как сказала мастер, «в гармонии соединить витамины и полезные свойства этого блюда». Главное требование к мясу – оно должно быть очень тонко нарезано (а потому на его приготовление уходит всего-навсего 10 минут, что позволяет сохранить полезные свойства продукта). Другой секрет этого, в общем-то, простого блюда – приготовление соуса, в котором жарится мясо. Одна из важных его составляющих – груша (они в Корее очень сладкие). Этот фрукт делает мясо не только сладковатым, но и более мягким. А для избавления от неприятного запаха добавляется немножко корейского алкоголя.

Также нам пришлось поработать с грибами, соей, измельченными чесноком и перцем, зеленым луком, кунжутным маслом... В общем, результатом всех этих усилий стал наш собственный ужин. И оказался он весьма неплох. Так что поговорка «первый блин комом» на корейской земле чего-то испугалась и спряталась в кусты.

До пятого этажа мы не добрались. Припозднились. Галерея корейских традиционных изделий и современных дизайнерских, а также сувенирный магазин уже закрылись. Здесь же по плану мы должны были примерить и национальные костюмы ханбок. В этот раз не пришлось – погуляли в них через пару дней в другом месте. Но об этом, а также о самых интересных экскурсиях за время нашего пребывания в стране речь пойдет в следующем номере журнала. 

Автор выражает благодарность за интересную поездку сотрудникам представительства Национальной организации туризма Кореи в Алматы и его директору Сонг Пхил Сангу, а также замечательному гиду Максиму Ану.