Памятники мусульманской археологической архитектуры Казахстана и туризм

Памятники мусульманской архитектуры, в первую очередь наземные, те, которые сохранились в той либо иной степени и отреставрированы, привлекают паломников и туристов. Наибольший их поток, увеличивающийся год от года, направлен в Туркестан.

Здесь находится мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави – одно из удивительных по красоте архитектурных сооружений эпохи Тимура и мусульманская святыня. Историк XVI в. Рузбихан сказал о нем: «Мавзолей – одна из самых монументальных построек во всем мире, в архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения». Рядом находится мавзолей Рабии Султан Бегум (XV в.), усыпальница Есимхана и некрополь элиты Казахского ханства. В Туркестане есть еще несколько построек, связанных с жизнью Ахмеда Ясави. Это мечеть Хильвет, Чилля-хана и Аулие Кумчик-Ата.

Паломнический путь в Туркестан и туристический маршрут начинаются в Сайраме, проходят через Отрарский оазис, где центром притяжения является мавзолей учителя Ходжа Ахмеда Ясави святого Арслан-Баба.

Еще одним центром паломничества и туризма является Тараз и его окрестности, где стоят мавзолеи Карахана, Айша-Биби и Бабаджи-Хатун. Среди святых мест и других памятников архитектуры также мавзолеи Турбата, мечеть и медресе Баба-Ата в Южном Казахстане, мавзолеи Сарлытам Инкардарьинский и Сарлытам Жанадарьинский в Приаралье, мавзолей Джучихана и Алашахана в Сары-Арке.

Вместе с тем благодаря работам археологов выявлены уникальные памятники мусульманской археологической архитектуры, которые буквально «поднялись из-под земли».

На городище Отрар открыто две соборные мечети. Первая была построена в конце XIV – начале XV в., ее строительство велось одновременно с сооружением мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави и, возможно, тоже по приказу Тимура. В это же время по воле Тимура был перестроен и мавзолей Арслан-Баб. Вторая мечеть датируется XVI – началом XVIII в., от нее сохранился зал с михрабом.

В 40 км западнее Туркестана находится средневековый город Сауран, известный благодаря хорошо сохранившимся оборонительным стенам. В центре города имелась площадь – регистан. На нее выходили, как показали раскопки, фасады мечети и двух медресе, выстроенных из жженого кирпича. Одно из них было известно по описаниям писателя и поэта XVI в. Васифи, жившего здесь в 1516-1517 гг. Он восхищался двумя «качающимися» минаретами, которые стояли у портала одного из медресе. Еще одна мечеть XVI-XVII вв. была раскопана за стенами Саурана, в пригороде. Это была небольшая постройка с михрабом и примыкающего с ней большого двора. Планировка мечети свидетельствует о том, что это была праздничная мечеть – намазгах, где население города отмечало религиозные праздники.

В пригороде Саурана открыта хорошо сохранившаяся постройка из сырцового кирпича – ханака. Такие сооружение служили гостиницами для паломников, общежитиями для дервишей и местом богословских диспутов. Датируется она XV-XVI вв.

На городище Сунак-Ата – городе Сыганаке археологи расчистили остатки мечети  XVI в.

На территории городища Джанкет – известном средневековом городе Янгикенте и на городище Дженд в Приаралье проведены раскопки мечетей середины XIV в.

Остатки соборных мечетей X-XII вв. раскопаны на городище Куйрыктобе – средневековом городе  Кедере в Отрарском оазисе; на городище Орнек – городе Кульшуб и в недостроенном комплексе Акыртас – городе Касрибас, датируемом серединой VIII в.

Остатки соборной мечети археологи выявили во время работ на городище Антоновка – средневековом Каялыке, который был столицей Карлукского владения. Мечеть была возведена в  ХIII в. Это огромное сооружение размером 32,6 х 26,7 м    «столпного» типа, в котором кровля опирается на многочисленные колонны. Сохранился михраб, собраны остатки обгорелых деревянных досок, украшавших интерьер мечети с кораническими надписями. Мечеть уникальна системой отопления в виде дымоходных каналов – канов, проложенных в стенах.

Археологические исследования открыли большую группу мавзолеев, точнее, остатков мавзолеев. Это два фасадных мавзолея XII-XIII вв. на городище Каялык. Для облицовки их фасадов использовались декорированные растительным и геометрическим орнаментом плиты, а также пояса из плит с арабскими надписями.

Интересны мавзолеи середины XIV в., обнаруженные на некрополях городищ, которые находились много столетий назад под толщей воды Аральского моря. Сейчас море высыхает, и на обнажившемся дне ученые обнаружили остатки двух городов, а рядом на городском кладбище были найдены и изучены остатки купольных мавзолеев, фасады которых были украшены поливными изразцами.

Еще два мавзолея, также относящихся к середине XIV в., были обнаружены вблизи городища Жайык, расположенном в 8 км южнее г. Уральска. Оно, видимо, называлось Шакафни и было предтечей современного Уральска. Мавзолеи обнаружены на городском некрополе, расположенном на господствующей высоте, называемой Свистун гора. Археологические исследования открыли два мавзолея: «Малый» и «Большой», различающиеся размерами и декором.

«Малый» отличался богато украшенным поливными изразцами порталом и интерьером – вымощенным восьмиугольными плитками, а стены декорированы поясами из поливных плиток.

Таким образом, мусульманское культурное наследие Казахстана пополнилось новыми, в том числе и уникальными памятниками, которые должны «вписаться» в систему туристических маршрутов.

Задача облегчается тем, что все они связаны с городами, расположенными на основной трассе Великого шелкового пути, его северного направления, выходившего из Китая и проходившего через средневековые города Казахстана – Каялык, Тальхир, Испиджаб, Сайрам, Арсубаникет, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыганак, Янгикент, Дженд, по южному и северному побережью Аральского моря в Хорезм или Западный Казахстан в города Сарайчик или Шакафни, Сарай-Бату на Волге, в Причерноморье и Европу. Этот путь совпадает с современной автотрассой Китай – Талдыкорган – Алматы – Тараз – Шымкент – Туркестан – Кзылорда – Аральск – Актюбинск – Уральск.

Казахстанский участок является значимым по протяженности отрезком строящейся международной автомобильной дороги Западный Китай – Западная Европа, которая, безусловно, скажется и на международном туризме, который будет обеспечиваться соответствующей инфраструктурой.

Следует отметить, что в настоящее время ведется большая работа по трансграничной, серийной номинации отрезка Великого шелкового пути Китай – Центральная Азия в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, поднимающей международный уровень средневековых городов Казахстана и городских памятников, в том числе и мусульманских.

И еще важно в связи с развитием паломничества и туризма, в том числе историко-культурного и экстремального (города в Приаралье и на дне Арала), проведение дополнительных археологических исследований и реставрационных работ на выявленных археологами средневековых мечетях, ханака, мавзолеях.