Конфуцианство как методологическая основа исследований сферы туризма

В процессе исторического развития философии менялся круг проблем, которыми она занималась, но вопросы бытия и познания были и остаются главными. В древнем Китае формирование основных философских течений относится к VI-V вв. до н.э. В это время в странах Древнего Востока и Древней Греции происходит переход от мифологического к понятийно-философскому мышлению. В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике и понятийном освоении мира.

Характерно, что именно в это время на территории современного Казахстана формируется производительный труд и проходящий из Китая в Европу и Африку казахстанский участок Великого шелкового пути (ВШП) и собственно система дальних организованных путешествий людей. Именно возникновение производительного труда, расширяющийся обмен людьми, продуктами этого труда и организованные путешествия способствовали накоплению научного знания и формированию мировоззрения людей. Эти предпосылки определили развитие разных направлений восточной философии.

В истории древнекитайской философии важное место занимает конфуцианство, основоположником которого был Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Он внес серьезный вклад в развитие китайской и мировой культуры, высказав глубокие мысли о воспитании людей. Философия Конфуция, если ее кропотливо изучать, органично проецируется на понимание глобальной социальной цели организованных путешествий и туризма, его социальных функций и понятийного аппарата туристской деятельности. Весьма значительным является тот факт, что Конфуций жил и творил примерно в то же время, когда уже начал формироваться современный глобальный туристский объект – Великий шелковый путь. Ведь и сами древние китайцы тогда черпали сведения о внешнем мире от караванщиков и вольных путешествующих по ВШП. И эта информация в значительной степени влияла в течение многих столетий на формирование культуры Китая, в том числе на философские воззрения китайцев. При этом следует помнить, что самый длинный отрезок ВШП проходил по территории современного Казахстана.

Так, никто не отрицает, что глобальной целью туризма является увеличение продолжительности и качества жизни человека. А Конфуций многократно, в различных ракурсах рассуждает о содержании понятия «человечность». Философ и его ученики не только настойчиво изучали понятие «человечность», но и постоянно подчеркивали его значимость. Когда у Конфуция спросили, что такое человечность, он ответил: «Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно совершают важный жертвенный обряд; не делают другим того, чего не хотят себе; не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе» [1, с. 117].

Эти мысли Конфуция о человечности также могут быть методологией исследования перспектив политической стабильности в какой-либо стране, а следовательно, и перспектив развития туризма.

Проблема изучения мотивов выбора туристом определенного путешествия, удовлетворяя первичные или (и) вторичные потребности, является главной во всей системе исследований туристской деятельности. Поэтому выбор методологической основы указанных исследований прежде всего должен ориентироваться на изучение мотивов туриста и формирование оптимальных туристских программ, удовлетворяющих потребности туриста. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества, где всякая личность имеет свою функцию. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе», а также пять постоянств праведного человека (цзюнь-цзы):

жень – человеколюбие, милосердие, гуманность;

и – правда, справедливость;

ли – обычай, обряд, ритуал, почтение родителям и правителям;

чжи – здравый смысл, благоразумие, мудрость, умение просчитать последствия своих действий;

синь – искренность, добросовестность [2].

Выбор методологической основы изучения мотивов туристских путешествий даст возможность обоснованно исследовать проблемы взаимоотношений туристов с организаторами туристских программ.

Из 73 лет жизни 14 лет Конфуций осуществлял вместе со своими учениками путешествие по разным княжествам древнего Китая. Он встречался и беседовал с разными людьми, юродивыми, отшельниками, правителями княжеств. В самых сложных эпизодах своего длительного путешествия, даже при реальной угрозе его жизни, Конфуций проявлял стойкость и невозмутимость, считая эти качества обязательными для всякого благородного мужа. При этом Конфуций считал, что сложности путешествия отрицательно влияют только на распущенных людей: «Благородный муж в нужде не отступает; малый человек, терпя нужду, становится распущенным» [1, с. 238]. Испытания, которые переживал Конфуций в длительном путешествии, способствовали укреплению его философии и жизненных принципов.

Философия Конфуция в основе своей посвящена правилам совершенствования человека в его взаимоотношениях с природой и другими людьми. При этом кроме формирования в себе человечности, в процессе самоусовершенствования, человек, по мнению Конфуция, должен формировать в себе спокойствие и равновесие. И в VI веке до н.э. это достигалось исполнением жестких по форме ритуалов. Так, когда у древнего китайца умирали родители, он должен был на три года уединиться от общества, жить у родительской могилы в шалаше, одеваться в рубище, проявлять равнодушие к пище, отказаться от всех развлечений, предаваться скорби и спокойно «вглядеться» в пройденный родителями путь, чтобы извлечь для себя уроки [3].

Но совершенствование, таким образом, в наше время вряд ли может привлечь много людей. И своеобразной заменой скорби от умерших в настоящее время (почти со всеми перечисленными выше ограничениями) может быть физически и технически сложные, и даже опасные путешествия. Об этом в своем изложении учения Конфуция великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил следующее: «Человек, совершенствующийся, подобен путнику, который должен всегда сначала пройти близкое расстояние и всход на гору начинать снизу» [4].

Именно так воспринимали нравственное совершенствование в ходе экстремальных путешествий (например, в высотном альпинизме) наши современники, жившие в середине ХХ века. Например, председатель Французской альпинисткой ассоциации Люсьен Деви в предисловии к книге Мориса Эрцога «Анапурна – первый восьмитысячник» писал: «В борьбе с вершиной, в стремлении к необъятному человек побеждает, обретает и утверждает прежде всего самого себя. В крайнем напряжении борьбы, на грани смерти Вселенная исчезает, оканчивается рядом с нами. Пространства, времени, страха, страдания более не существует. И тогда все может оказаться доступным. Как на гребне волны, когда во время яростного шторма внезапно воцаряется в нас странное, великое спокойствие. Это не душевная опустошенность, наоборот – это жар души, ее порыв и стремление. И тогда мы с уверенностью осознаем, что в нас есть нечто несокрушимое, сила, перед которой ничто не может устоять» [5]. Так достигали спокойствия и равновесия в средневековье первые пилигримы, полуголодные, в рубище, совершавшие тысячекилометровые паломнические путешествия. И более того, в конце ХХ – начале ХХI века наши цинично прагматичные современники, в зрелом возрасте имея в собственности огромные финансовые возможности, не ощущают ни спокойствия, ни внутреннего равновесия.

Именно поэтому с 80-х годов ХХ века началась серия восхождений на высочайшую гору мира Эверест американских и европейских миллионеров. Так, в 1985 году техасский миллионер Дик Басс оплачивает услуги гидов-проводников и с их помощью поднимается на вершину Эвереста. Поэтому в начале 90-х годов на Западе распространяется мысль, что купить можно и восхождение на высочайшую вершину мира.

Да, в коммерческих экспедициях клиенту гарантируют услуги и помощь, но не достижение вершины и благополучное возвращение [6].

И в таких путешествиях для восходителей неизбежны тяжелые физические нагрузки, жажда, смертельная опасность и другие лишения, но также и неизбежны физическое и духовное совершенствование человека, благополучно завершившего такое путешествие.

Постоянно узнавать новое, совершенствовать себя в путешествии или учиться у путешествующих – важный постулат конфуцианства. «Не радостно ль учиться и постоянно добиваться совершенства? И не приятно ли, когда друзья приходят издалека? Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей», – восклицал Конфуций [1, c. 21].

«Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться, встретив недостойного, вникайте внутрь себя» – говорил Конфуций [1, c. 461]. При этом лишения в путешествии Конфуций не считает негативом в процессе самосовершенствования. Он говорил: «Я радость нахожу и в том, когда живу на отрубях с водой, сплю, подложив ладошку вместо изголовья. Богатство, знатность, обретенные нечестно, мне кажутся проплывшим мимо облаком» [1, c. 72-73].

Конфуций постоянно подчеркивает, что при совершенствовании человека именно нравственные качества являются базовыми, а остальные – производными.

Философские мысли Конфуция методологичны и в практическом планировании туристского бизнеса. Так, например, туризмологией давно установлено, что главным критерием перспектив развития туризма является политическая стабильность в конкретной стране. И если нет возможности проанализировать состояние и долгосрочность политической стабильности в стране (особенно в той, куда направлены значительные туристские потоки), то это может нарушить стратегию организации бизнеса туристских агентов. Так, как это случилось в феврале-марте 2011 года со странами Северной Африки и Ближнего Востока. И в таком маркетологическом анализе нам может помочь Конфуций, который говорил: «Быть смуте, коль смелы и ненавидят свою бедность. Быть смуте, коль чрезмерно ненавидят людей, лишенных человечности». И далее: «Страна в опасности – ее не посещай, в стране мятеж – там не живи. Когда под Небесами следуют пути, будь на виду, а нет пути – скрывайся» [1, с. 83].

Философские идеи Конфуция вполне применимы при важнейшей части туристского бизнеса – подборе и профессиональном воспитании будущих специалистов. При этом Конфуций советует обращать внимание на определенные нравственные качества молодых и профессиональные достижения 40-50-летних специалистов. Это очень важное методологическое требование.

Опыт работы автора в туристском бизнесе последних 20 лет и исследование рынка труда в сфере туризма показали следующее. В начале 90-х годов прошлого века работодатели в сфере туризма Казахстана при подборе персонала предпочитали молодых (20-25 лет) людей из числа родственников и знакомых. Этот подход оказался абсолютно неэффективным. И уже с начала ХХI века в рекрутинговых изданиях работодатели начали указывать нравственные требования к кандидатам на должности, схожие с теми, которые указывал Конфуций. Вместе с тем сейчас предпочитают брать на работу специалистов 40-50 лет, уже проявивших себя в работе на других туристских предприятиях.

В ходе изучения духовного наследия Конфуция нами установлено несколько причин, по которым конфуцианство целесообразно использовать в качестве методологической основы исследований туристской деятельности вообще и в Казахстане в частности:

1) понятийный аппарат и основные идеи философии Конфуция и его последователей полностью совпадают с современной трактовкой глобальной социальной цели организованных путешествий и туризма;

2) Конфуций создал философское учение, которое более чем на две тысячи лет стало идеологической основой Китая. Зная пиететное отношение китайцев к своему историческому наследию, можно с уверенностью утверждать, что и в настоящее время конфуцианство продолжает «питать» китайскую культуру. Для исследования туризма важно, т.к. Китай всегда был среди созидателей глобальной человеческой культуры, и высочайшими темпами усиливает эту роль в настоящее время;

3) самым ценным кладезем мудрости Конфуция стала его книга «Изречения» (Луньюй). Она представляет собой запись высказываний Конфуция его учениками и последователями, которая многие столетия сокращалась, уточнялась и подвергалась литературной обработке. Таким образом, мы имеем дело с философскими идеями не одного человека, а мощной философской школой общемирового значения;

4) излюбленное занятие Конфуция – определение понятий, которое формируется в зависимости от того, с кем, и при каких обстоятельствах он общается. В отличие от Сократа, который идет от конкретного к абстрактному, Конфуций ищет общее в пределах конкретного. Например, принцип приспособления к обстоятельствам в качестве важнейшего жизненного правила есть лишь иное обозначение справедливости [7]. Этот жизненный постулат справедливости относится ко всему человечеству, сумевшему выжить в суровой природе, так и к каждому путешественнику, сумевшему приспособиться к условиям преодолеваемого пространства и достигшего цели путешествия. Так, альпинист достигает вершины только при условии прочной адаптации к атмосферному давлению в горах, холоду, ветру и т.п.;

5) именно Конфуций сформулировал основные достоинства и недостатки человека, анализ которых поможет разработать рекомендации по достижению глобальной цели туризма – обеспечение максимальной продолжительности и качества жизни человека;

6) для казахстанских исследователей проблем туризма, живущих на Востоке, важным является выбор в качестве методологической основы восточных философских учений, в том числе наследие Конфуция;

7) китайцы издревле были выдающимися путешественниками. Наиболее знаменитым путешественником древнего Китая является Сыма Цянь (родился в 145 г. до н.э.), которого в европейской литературе называют «китайским Геродотом». Тесно связаны с историей Казахстана путешествия китайского посла Чжан Цяня, в 138-126 гг. до н.э. посещавшего среднеазиатские государства. В его донесениях описаны долины реки Или и территории современного Казахстана, расположенные севернее Сырдарьи. Путешествия Чжан Цяня имели практические экономические последствия. По пройденному им маршруту на запад пошли караваны китайских купцов в поисках рынков сбыта своих товаров [8]. С большим желанием путешествовал и сам Конфуций [1];

8) у Конфуция мы находим высказывание: «Младших по возрасту надо уважать. Как знать, возможно, в будущем, они будут не хуже нас? Но не достоин уважения тот, кто не обрел известности, дожив до сорока-пятидесяти лет». Подбор и профессиональное воспитание персонала туристских предприятий прежде всего необходимо осуществлять по наличию или отсутствию таких качеств кандидатов на должности, как склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие, наличие определенной известности в профессиональной сфере к 40-50 годам [1, с. 93]. Таким образом, с точки зрения конфуцианства важно отбирать в систему подготовки к профессии менеджера туризма по определенным нравственным качествам (чего не делается в системе казахстанского профессионального образования). А при выборе для работы из уже состоявшихся специалистов следует обращать внимание на 40-50-летних людей, уже проявивших себя в профессии.

И многие другие постулаты конфуцианства вполне могут служить сегментами методологической основы для современных исследований туристской деятельности.