Знаменитые мавзолеи Казахстана

Посещение мавзолеев является в Казахстане наиболее доступным видом познавательного туризма. Мавзолеев в республике много, и около двух десятков являются наиболее знаменитыми. Один из них расположен в Баянаульском районе Павлодарской области. Из этих мест вышли более 400 ученых, поэтов и писателей. Здесь родился известный казахский поэт и просветитель Машхур Жусуп Копеев, 80 лет со дня кончины которого исполняется в этом году

В Баянауле, в местечке Ескельды возле с. Жанажол, есть место, куда зимой и летом непрерывным потоком идут люди. Это – мавзолей Машхур Жусуп Копеева, где покоится человек-легенда, вся жизнь которого окутана удивительными событиями.

Машхур Жусуп Копеев – ученый, фольклорист, историк, философ, поэт, великолепно образованный человек. Именем Машхур его нарек знаменитый Муса Шорманов, поразившись незаурядными способностями девятилетнего Жусупа. Машхур в переводе с арабского – «известный, знаменитый».

Как ученый Копеев оставил богатое наследие, занимающее 30 томов. На протяжении всей жизни Машхур писал историю казахской степи, составлял достоверные и точные родословные (шежире). Об их уникальности говорит тот факт, что в 1989 году было выпущено 30 тысяч экземпляров шежире нескольких родов, которые раскупили за считанные недели.

Копеев знал арабский, персидский, тюркский, и это позволило ему изучить поэзию Востока. Поэзия же самого Копеева незабываема, она отличается образностью, глубиной и назидательностью – это целая философия. Машхур писал стихи и социального толка, во многих его произведениях, популярных в народе, звучат мотивы, призывающие к труду и образованию, разоблачающие социальную несправедливость и неграмотность, бездействие власть имущих.

Машхур Жусуп был глубоко религиозным человеком, воспринимавшим религию как духовность. Люди считали его святым, к нему приезжали лечиться, учились пониманию мира и восприятию Вселенной через религию. Советская система воспринимала его произведения как пропаганду религии и не могла простить ему популярность среди народа, поэтому в эпоху воинствующего атеизма все, что было связано с именем Копеева, было под запретом.

Как провидец Машхур Жусуп точно знал дату своей смерти. В 1930 году, ровно за год до своей кончины, поэт приглашает родственников и друзей на поминальный ас по себе, объявив им, что проживет ровно 73 года, и просит поставить ему мазар. Просветитель сам выбрал место в степи и составил проект: одну комнату отвел непосредственно для себя, а другую – для приюта паломников. Он завещал потомкам, чтобы после смерти его не предавали земле. Самое удивительное, что спустя двадцать лет его тело было нетленным, а мазар стал местом паломничества. Ходят целые легенды о том, что больные и бездетные получали здесь исцеление, что снова не давало покоя официальной власти, и в 1952 году на глазах у потомков, друзей и близких мазар снесли. В 1978 году мазар восстановили, однако со временем он обветшал, и в 2006 году был возведен уже мавзолей.

В этом мавзолее много необычного. Входная дверь расположена с северной стороны, хотя по мусульманской традиции должна быть с восточной. Это было личным пожеланием Копеева, и религиозные деятели не решились нарушить его волю, несмотря на отход от канонов. Примечательность мавзолея заключается еще и в том, что архитекторы объединили в проекте древнетюркские и исламские традиции. Согласно тюркским обрядам внутри сооружения установлены гранитные камни с высеченными на них именами семи предков Машхур Жусупа. А по исламским канонам построено помещение для молитв. Само здание состоит из двух залов. Зиратхана символизирует преддверие нового мира, а в гурхане покоится тело Машхур Жусупа. Там же стоит девятитонное надгробие, выполненное из великолепного кордайского гранита. Оно, кстати, сделано в древнетюркском стиле в трех уровнях, соответствующих этапам человеческой жизни. С мавзолея вниз ведут 73 ступеньки – по количеству прожитых Машхур Жусупом лет.

Сегодня мы живем во времена, когда возрождаются ранее утраченные ценности. И, как говорит профессор Ерлан Арын, «люди такого мощного духовного потенциала, как Машхур Жусуп Копеев, не принадлежат одному региону, и даже одному народу, они принадлежат всему человечеству».