Нужны ли профессиональные стандарты для туристской индустрии?

Одной из основных проблем динамично развивающейся индустрии туризма в Казахстане является дефицит квалифицированных специалистов. Особенно актуальна эта проблема в сфере технического и профессионального образования. Туриндустрия остро нуждается в специалистах со средним специальным образованием, которые являются основной кадровой составляющей туристского бизнеса.

К сожалению, современная система подготовки кадров не позволяет дать молодым людям качественное профессиональное образование, которое бы соответствовало потребностям рынка труда. Работодатели недовольны современным уровнем подготовки выпускников учебных заведений технического и профессионального образования, а выпускники по этой причине часто не могут найти работу. Сложившаяся ситуация объясняется отсутствием единых, объективных и обоснованных требований к содержанию и формам обучения, отражающих задачи трудовой деятельности будущих специалистов.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, Стратегическом плане развития-2020 отмечается: «Профессиональное и техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями экономики». Посыл Президента как нельзя лучше отвечает современным требованиям рынка труда, ведь только квалифицированный персонал способен обеспечить устойчивое экономическое развитие.

Туризм определен правительством республики как один из ведущих кластеров, и в современных динамичных условиях развития этого сектора экономики необходимы особые усилия для повышения качества подготовки работников данной отрасли и формирования новой культуры туристских и гостиничных предприятий. С этой целью Казахстанской туристской ассоциацией (КТА) и Казахстанской ассоциацией гостиниц и ресторанов (КАГиР) по заказу Комитета индустрии туризма Министерства туризма и спорта РК с учетом международного опыта реализован проект «Разработка профессиональных стандартов в сфере туризма и гостеприимства». К настоящему моменту в этом направлении проделана следующая работа.

  1. Определены рабочие позиции для туристского и гостиничного сектора.
  2. Разработаны анкеты для опроса туристских и гостиничных предприятий.
  3. Проведено широкое анкетирование рынка труда в городах Алматы, Астана по описанию специальностей на туристских и гостиничных предприятиях.
  4. Проведены анализ и обработка анкетирования по специальностям туристских и гостиничных предприятий.
  5. Разработаны функциональные карты по туризму и сервису.
  6. Описаны единицы профессионального стандарта по позициям «менеджер по туризму», «экскурсовод», «авиаагент».
  7. Проведены обучающие семинары для членов рабочей группы КТА, в том числе с привлечением экспертов Европейского фонда образования и Российского центра изучения проблем профессионального образования.
  8. Проведены рабочие встречи по разработке профессиональных стандартов.

Реализация проекта способствовала:

  • определению существующих на рынке рабочих позиций для туристского и гостиничного сектора;
  • уточнению перечня специальностей технического и профессионального образования и выявлению необходимости обновления Национального классификатора специальностей;
  • разработке анкеты для опроса туристских и гостиничных предприятий;
  • проведению широкого анкетирования рынка труда городов Алматы и Астана по описанию специальностей туристских и гостиничных предприятий;
  • проведению анализа и обработке результатов анкетирования по специальностям туристских и гостиничных предприятий;
  • разработке функциональных карт по туризму и сервису.

В ходе реализации проекта описано 25 единиц профессионального стандарта по туризму с учетом квалификационных уровней:

III квалификационный уровень: инструктор туризма/ гид-проводник;

II квалификационный уровень: менеджер по туризму (экологическому туризму, деловому туризму), экскурсовод, авиаагент, билетный кассир;

I квалификационный уровень: коновод;

входной уровень: курьер, офис-менеджер.

Описано 39 единиц профессионального стандарта по гостеприимству с учетом квалификационных уровней:

III квалификационный уровень: старший администратор, старшая горничная, заведующий прачечной/ химчисткой;

II квалификационный уровень: администратор, оператор по бронированию, консьерж, аудитор/ ночной аудитор;

I квалификационный уровень: помощник администратора, кассир, телефонный оператор, кастелянша;

входной уровень: швейцар, носильщик, гардеробщик, работник камеры хранения, посыльный, уборщик, горничная, работник прачечной, работник химчистки, работник по ремонту белья.

Разработано несколько образовательных модулей по туризму и гостеприимству, один из элементов отраслевой рамки квалификации – профессиональных стандартов в сфере туризма и гостеприимства Республики Казахстан.

Следует подчеркнуть, что прежде всего сами работодатели должны осознавать собственную потребность в профессиональных стандартах как инструменте систематизации и оптимизации своей деятельности. Только осознание такой потребности и широкомасштабная разработка профессиональных стандартов в различных областях профессиональной деятельности позволяют выявить и обосновать те системные изменения, которые необходимо внести в нормативную базу, регулирующую экономические и трудовые отношения.

Как показывает практика, даже среди работодателей отсутствует полное понимание возможностей практического применения профессионального стандарта, в связи с чем целесообразно остановиться на этом подробнее, основываясь на опыте КТА и КАГиР.

Разработка профессионального стандарта позволяет работникам и работодателям обновить и уточнить понимание видов трудовой деятельности в конкретной области профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является тем профессио­нальным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли. Следовательно, предприятия могут использовать его как основу для создания своих внутренних/ корпоративных стандар­тов. Профессиональный стандарт помогает при подборе, расстановке и использовании кадров, а также при опреде­лении степени их ответственности. Если работники не соответствуют требованиям профессионального стандарта, они должны пройти профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации. Таким образом, работодатели на основе профессиональных стандартов могут оценивать и повышать профессионализм своих работников, активизировать мотивацию, добиваться повышения эффективности и каче­ства труда.

Кроме того, требования профессионального стандарта используются при составлении учебных программ и методических материалов, выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования и обучения персонала внутри предприятия. При использовании профессиональных стандартов ра­ботники работодатели, образовательные учреждения и органы управле­ния образованием получают очевидные преимущества.

Профессиональные стандарты основаны на анализе требований к трудо­вой деятельности и ее результатам и подлежат постоянному мониторин­гу и обновлению по мере изменений содержания трудовой деятель­ности.

Казахстанская модель формирования профессиональных стандартов основана на международном опыте, но не копирует его, поскольку в нашей стране только начинается реальная переориентация профессионального образования на потребности рынка труда. Для этого необходимо учесть множество факторов, которые будут влиять на переходные процессы, включая традиции развития профессионального образования, недостаточную консолидацию работодателей по отраслям, разрушенные модели взаимодействия между предприятиями и учебными заведениями и отсутствие в целом культуры такого взаимодействия в условиях рыночной экономики и перехода к обществу, основанному на знаниях.