Кадры решают всё! Но где их взять?

Среди основных проблем современного казахстанского туризма, поднимаемых на страницах журнала «Мир путешествий», как-то затерялась проблема подготовки инструкторов и гидов туризма. А ведь дефицит квалифицированных инструкторских кадров ощущается практически на всех уровнях туристской отрасли. Для Казахстана же с его заново формирующейся туристской инфраструктурой проблема эта особенно актуальна. Ведь от ее решения во многом зависит дальнейшее развитие внутреннего и въездного туризма в стране. 

Начнем с того, что активный туризм – наиболее запущенная на данный момент сфера казахстанской индустрии туризма. Доля коммерческих групп на маршрутах активных видов туризма Казахстана крайне мала. Это объясняется многими факторами, в том числе почти полном отсутствием кадров, особенно инструкторов и гидов туризма, подготовленных к работе с группами в полевых условиях. 

Кадры решают всё! Этот советский лозунг не устарел и сегодня применительно к гидам-проводникам и инструкторам туризма. Однако анализ показывает, что положение дел с их подготовкой в Казахстане остается не на должном уровне. А если быть более категоричным, то ее по существу нет. Если в недалеком советском прошлом подготовка общественных туристских кадров – инструкторов-методистов по видам туризма, инструкторов и организаторов туризма, судей туристско-спортивных соревнований – была прерогативой федераций спортивного туризма, туристских клубов, то сегодня в связи с развалом системы Казахского республиканского совета по туризму и экскурсиям проблема встала в полный рост. Нынешний Туристско-спортивный союз Казахстана далек от решения этих вопросов и даже не внес новые разрядные требования в Единую казахстанскую классификацию на ближайшие четыре года, что отбрасывает назад не только развитие спортивного туризма в стране, но и подготовку туристских кадров, особенно разрядников и мастеров спорта (а их наличие – основа подготовки инструкторов и гидов туризма). 

А ведь без квалифицированных специалистов все попытки организовать для иностранных туристов треки обречены на провал. Только в одном Алматы имеется тысяча турфирм, десятая часть которых организует треки и туры с использованием активных видов туризма. А это требует как минимум 200 человек инструкторов и гидов! Но где их взять, когда не только «хороших», но и обыкновенных инструкторов туризма днем с огнем не сыщешь?

Алматинский регион чаще всего сталкивается с этой проблемой, ведь в отличие от других областей он обладает очень высоким туристско-рекреационным потенциалом. Здесь можно развивать все виды спортивного туризма: горный, пеший, лыжный, водный, вело- и даже спелеотуризм. Да и автомотуризм найдет широкое применение. Очень перспективно развитие в области экстремальных видов спорта и увлечений: массового альпинизма, спуска с вершин на лыжах, полетов на воздушных шарах, горнолыжного спорта. Добавьте к этому развивающийся сельский туризм в районе Кольсайских озер и озера Каинды, которые способны преобразить туристскую карту области, расширить географию путешествий. Но кто будет водить иностранных и отечественных туристов? Где эти инструкторы по видам туризма, гиды-проводники? Кто их готовит сегодня – вузы или областные федерации туризма? И сколько их нужно? 

Ответов вы не найдете. Турфирмы для коммерческих спортивных туров используют «последних из могикан» советского периода – инструкторов туризма, многим из которых сегодня далеко за пятьдесят, а то и шестьдесят. А что будет завтра? Как решить главную задачу отрасли – увеличить туристские потоки в нашу страну?

Эта проблема возникла не в одночасье. Еще 60-е годы прошлого века стали временем активизации туристской деятельности в Советском Союзе. К 1965 году во всех союзных республиках, а также во многих областях были созданы советы по туризму и экскурсиям. И здесь остро встала проблема отсутствия квалифицированных инструкторских туристских кадров, особенно в связи с ростом количества турбаз, число которых в стране достигло 450, а в Казахстане – 19. В летнее время на каждой турбазе отдыхало в каждой смене (а их было 4-5) несколько туристских групп по 20 человек. Для них действовало несколько маршрутов, всесоюзных и местных. Поэтому на турбазе должно было работать не меньше десятка инструкторов туризма.

Чтобы ликвидировать дефицит кадров, Казахский республиканский совет по туризму и экскурсиям принял решение о создании в 1968 году республиканской школы по подготовке инструкторов туризма на турбазе «Горельник» под руководством В.М. Зимина. За четыре летних смены готовилось порядка 80 – 100 стажеров-инструкторов. И эта подготовка в течение 16 лет заметно снизила дефицит инструкторских кадров. 

К тому же существовали школы по подготовке инструкторов по туризму при клубах туристов и областных советах по туризму и экскурсиям. Этих же специалистов готовили и видовые комиссии республиканской федерации спортивного туризма. Сейчас всё это кануло в лету.

Новые экономические отношения, развивавшиеся в стране с 90-х годов, глобализация рынка, увеличивающийся спрос на туристские услуги радикально изменили парадигму бизнеса в туризме и обострили проблемы подготовки кадров. Нехватка людских ресурсов, связанная с запросами туристского рынка, привела к распространению специализированных курсов, организуемых на разных академических уровнях различными учреждениями и организациями. 

При этом большинство вузов Казахстана, имеющих кафедры туризма, вопросами подготовки инструкторов туризма не занимаются. Хотя исключения есть. В последние десять лет подготовку инструкторов и гидов туризма осуществлял университет «Туран». По инициативе автора статьи и под его руководством была создана школа по подготовке инструкторов горного турима, а позднее – и гидов туризма. Эта идея была поддержана отделом туризма городского акимата, с которым был согласован план работы этой школы. Ежегодно из ее стен выходит от 25 до 35 подготовленных стажеров-инструкторов и гидов туризма, которые сегодня успешно работают в туристских фирмах и компаниях Алматы, разрабатывающих туры по альпинизму и экстремальным видам туризма. Но какова «цена вопроса» для нашего университета? Прибыли в экономическом плане этот проект не дал. Для нас главным было то, что примерно 70% слушателей школы стали студентами факультета туризма университета. 

Эпизодически по заданию бывшего министерства туризма и спорта РК подготовку инструкторов туризма осуществляла Казахская академия спорта и туризма, но количество выпускников при этом не превышало 40 человек. Все это капля в море. 

Есть еще ряд причин дефицита гидов и инструкторов туризма в стране. Во-первых, в самом главном нормативно-правовом акте – Законе РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года № 211-II – допущены расплывчатые толкования понятий «гид», «гид-проводник», «гид-переводчик». Причем в последнее время в туристской практике эти понятия часто отождествляются с понятием «инструктор туризма», что не совсем верно. 

Обратимся к определению этих дефиниций. В упомянутом законе понятие «гид» (в том числе «гид-переводчик») трактуется как «профессионально подготовленное физическое лицо, оказывающее экскурсионно-информационные, организационные услуги туристам по ознакомлению с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания», а понятие «инструктор туризма» как «профессионально подготовленное физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию и опыт прохождения туристских маршрутов». Но почему же тогда отождествляются два этих понятия? Ведь на туристских маршрутах с группами иностранцев, то есть в коммерческих треках, чаще всего присутствует гид (он же проводник), хотя, судя по вышеуказанному определению, он не имеет «соответствующей квалификации и опыта прохождения туристских маршрутов». Парадокс? Причина заключается в разном и нечетком толковании понятий в законодательном акте. 

На наш взгляд, понятие «гид» в законе должно быть дополнено понятием «гид-проводник» с добавлением слова «туризма». Тогда будет ясно, что это не просто «гид-переводчик» для иностранных туристских групп, помогающий, скажем, во время экскурсий, а действительно профессионально подготовленный человек, имеющий, как и инструктор туризма, определенную квалификацию и опыт прохождения туристских маршрутов, который может работать с иностранцами в коммерческих спортивных треках. 

При этом возникает вопрос: «А в чем разница между инструктором туризма и гидом-проводником туризма?». Прежде всего, в разнице уровня квалификации и опыта прохождения категорийных туристских маршрутов. Что касается терминологии, то, на наш взгляд, наиболее точно понятие «инструктора туризма» было дано республиканской федерацией спортивного туризма и туристского многоборья: 

 «Инструктор по виду туризма – турист, достигший 18-летнего возраста, прошедший подготовку по соответствующей программе, успешно прошедший учебно-тренировочный поход II категории сложности, имеющий 2 разряд по туризму, руководство походом не ниже I категории сложности, прошедший стажировку и сдавший экзамен» .

Какие же критерии должны быть положены в определение понятий «гид-проводник туризма» и «инструктор туризма» в нынешних условиях? 

Проще всего отталкиваться от вида тура – коммерческого или туристско-спортивного. Чаще всего коммерческие туры проводит гид-проводник, а спортивные – инструктор по виду туризма. Этим и должно, на первый взгляд, определяться различие в этих понятиях. Но инструктор туризма, как показывает практика, в то же время может выполнять и функции гида-проводника в коммерческих группах, совершающих спортивные туры. А гид-проводник, имея опыт участия и руководства в спортивных походах, скажем, низших категорий сложности (I-II к.с.), может быть руководителем и для спортивно-туристских туров.

Чтобы четко разобраться в этих вопросах, необходимо внести существенные изменения в действующую систему подготовки туристских кадров в стране. В ее основу должны быть положены следующие основные принципы:

  • по видам подготовки – четырехуровневая система обучения (а не трехуровневая, как сейчас) с учетом опыта слушателей: начальной, базовой, специализированной и высшей туристской подготовки;
  • по содержанию учебных программ – это единый, дифференцированный по виду туризма и уровню обучения объем знаний, необходимый для качественной подготовки кадров в спортивном туризме;
  • по механизму выпуска слушателей всех уровней обучения – это дифференцированный принцип аттестации кадров, в основе которого заложен учет их способностей, спортивного опыта и уровня усвоенных знаний;
  • по непрерывности обучения – обеспечение совместимости программ различных уровней и возможности продолжения образования по программам более высокого уровня. 

 Такая система подготовки кадров в спортивном туризме была предложена еще 10 лет назад Туристско-спортивным союзом России и принята Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму. Исходя из этого (в том числе и с целью сохранения единого туристского пространства в СНГ) и учитывая рекомендации Международного туристско-спортивного союза, основным учредителем и членом которого была наша республиканская федерация спортивного туризма, общая схема подготовки кадров для спортивного туризма Казахстана должна также вестись на четырех уровнях: начальном, базовом, специализированном и высшем.

Начальный уровень должен включать подготовку младших инструкторов, организаторов спортивного туризма (раньше их называли турорганизаторами), участников и руководителей спортивных походов первой категории сложности. 

Базовый уровень должен включать подготовку инструкторов детско-юношеского туризма, инструкторов спортивного туризма, участников спортивных походов первой и второй категорий сложности, руководителей спортивных походов первой и второй категорий сложности (причем последних по праву можно назвать гидами-проводниками спортивного туризма).

Специализированный уровень должен включать подготовку участников спортивных походов третьей и четвертой категорий сложности, руководителей этих походов (которых можно назвать старшими гидами-проводниками спортивного туризма), старших инструкторов спортивного туризма.

Высший уровень должен включать подготовку участников спортивных походов пятой и шестой категорий сложности, их руководителей (которых можно назвать гидами-проводниками спортивного туризма международного класса), инструкторов спортивного туризма международного класса.

Таким образом, можно сформулировать основные понятия категорий туристского актива:

  • организаторы спортивного туризма;
  • участники спортивных походов первой-шестой категорий сложности;
  • гиды-проводники спортивного туризма;
  • старшие гиды-проводники спортивного туризма;
  • гиды-проводники спортивного туризма международного класса;
  • инструкторы спортивного туризма;
  • старшие инструкторы спортивного туризма;
  • инструкторы спортивного туризма международного класса.

Безусловно, начальная туристская подготовка может включать учебные мероприятия по подготовке иных категорий туристских кадров, скажем: юных туристов, туристов Казахстана, инструкторов детско-юношеского туризма. 

И еще одна давно назревшая проблема. Для того чтобы снять возникающие вопросы соответствия инструкторских званий, присвоенных еще в системе республиканского и областных советов по туризму и экскурсиям, новым названиям, следует установить следующие соответствия:

  • инструктор туризма – инструктор спортивного туризма;
  • старший инструктор по туризму – старший инструктор спортивного туризма;
  • старший инструктор-методист – инструктор спортивного туризма международного класса.

Что касается требований к гидам спортивного туризма, то их можно сформулировать следующим образом.

Гид-проводник спортивного туризма – турист, руководитель походов I-II к.с. (для спортивных походов он – руководитель, а для спортивных туров – гид-проводник). 

Старший гид-проводник спортивного туризма – турист, руководитель походов III-IV к.с. (для спортивных походов – руководитель, а для спортивных туров – старший гид-проводник).

Гид-проводник спортивного туризма международного класса – турист, руководитель походов V- VI к.с. (для спортивных походов – руководитель, а для спортивных туров – гид-проводник международного класса). 

При этом все они выполняют функции гида-проводника в коммерческих группах, совершающих спортивные туры.

При проведении аттестации работников сферы туризма, занимающихся подготовкой кадров для спортивного туризма, необходимо учитывать их профессиональную подготовку по спортивному туризму через соответствие званий инструктора спортивного туризма следующим квалификационным категориям: инструктор спортивного туризма – второй квалификационной категории; старший инструктор спортивного туризма – первой квалификационной категории; инструктор спортивного туризма международного класса – высшей квалификационной категории.

Еще раз отметим, что подготовку кадров в спортивном туризме в советское время активно осуществляли республиканская и областные федерации спортивного туризма и туристского многоборья. Кроме того, подготовка кадров велась в рамках проведения учебных мероприятий федераций (школ, семинаров, сборов и т.п.). Как сегодня решить проблему подготовки гидов и инструкторов туризма?

Учитывая низкий КПД федераций туризма и отдельных турклубов, вполне возможно, на наш взгляд, решение этой важнейшей задачи возложить на кафедры туризма (а их в Казахстане более трех десятков). Но не на все, а лишь при соответствии определенным условиям и наличии квалифицированных инструкторов туризма. Тем более что в постановлении Правительства РК «Об утверждении Плана развития горнолыжных курортов мирового уровня в Алматинской области и близ города Алматы» от 29 декабря 2012 года № 1761 упоминается необходимость подготовки вузами инструкторов не только по горнолыжному спорту, но и горному туризму. Кроме того, речь идет и о включении горнолыжного спорта и горного туризма в образовательные программы физической подготовки вузов страны.

Почему подготовку кадров инструкторов и гидов туризма должны осуществлять лишь подготовленные кафедры туризма?

В последние годы этим занимаются некоторые вузы республики, имеющие факультеты и кафедры туризма. Появились школы по подготовке инструкторов и гидов туризма. Однако мало кто из них придерживается установленных основных принципов и требований к системе подготовки кадров в спортивном туризме. У кого-то полугодовой срок обучения, а кто-то ухитряется подготовить инструктора или гида за один месяц. Надо менять эту порочную практику. Для этого нужно, чтобы Туристско-спортивный союз Казахстана с учетом предложений кафедр туризма вузов подготовил новое Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме республики и представил его на утверждение Комитету индустрии туризма МИНТ РК. Это не только обеспечит преемственность в подготовке туристских кадров, но и позволит поднять на должный уровень качество их подготовки. Кроме того, это Положение определит общую организацию обучения в спортивно-массовом туризме в Казахстане, утвердит порядок обучения всех категорий туристских кадров, их квалификационные характеристики, права и обязанности, которые должны регламентировать порядок присвоения соответствующих званий, меры поощрения и взысканий, учет и контроль за их использованием. Следует иметь в виду, что это Положение даст возможность планомерно осуществлять подготовку и судей туристских соревнований. Автором статьи, кстати, подготовлен проект этого Положения.

Качественное обучение в сфере туризма будет способствовать решению основных задач, стоящих перед спортивным туризмом на современном этапе его развития, и, прежде всего, подготовке инструкторов и гидов туризма, оздоровлению людей, патриотическому воспитанию, приобщению к национальной культуре, содержательности походов и треков, экологической культуре их проведения, повышению безопасности туристских путешествий.