Подготовка туристских кадров: опыт столицы

Осталось менее года, когда в столице нашего государства – городе Астане – начнет свою работу Международная специализированная выставка ЭКСПО-2017 – одно из знаковых событий в жизни независимого Казахстана. Ожидается, что за три летних месяца ее посетят более 2 млн человек из не менее чем 100 стран, что потребует задействования большого количества квалифицированных специалистов в сфере туризма и гостеприимства. В связи с этим на повестку дня вновь выходят вопросы подготовки туристских кадров.

Для понимания важности этой проблемы приведем для начала несколько фактов. В настоящее время туризм создает в мире каждое десятое рабочее место, и эта его функция будет усиливаться. В то же время в Казахстане туристская отрасль создает всего 2% новых рабочих мест. Отставание очень заметное. Практически на всех уровнях туриндустрии страны ощущается дефицит квалифицированных кадров. Не является исключением и столица республики. Не случайно президент нашей страны в своем обращении к народу Казахстана в прошлом году, говоря о важности развития инфраструктурной составляющей туризма, обращал внимание на необходимость увеличения количества туристских фирм, каждая из которых может создать вокруг себя три рабочих места без особых затрат.

Экономическая ситуация обострила проблемы подготовки кадров в туризме. Хотя, справедливости ради, заметим, что это не только проблема нашей страны, но и одна из общепризнанных проблем мировой индустрии туризма. Для Казахстана же, с его заново формирующейся туристской инфраструктурой, вопросы подготовки специалистов особенно актуальны. Увеличивающийся спрос на туристские услуги, глобализация рынка и его гибкость радикально изменили парадигму бизнеса в туризме, которая превалировала на протяжении последних лет. Рост требовательности к сервису привел к более «изощренному» турпродукту, к возрастанию его трудоемкости и капиталоемкости. Поэтому не случайно, что новые условия функционирования мирового туристского рынка порождают большой спрос на профессиональное образование в данной сфере, которое вышло на первое место на всемирном рынке труда. Сегодня нужны не просто продавцы турпродукта, а высококвалифицированные менеджеры, знакомые с проектированием, планированием, организацией рекламы турпродукта и разбирающиеся во множестве смежных дисциплин.

В последнее время появились новые виды туризма и, кроме того, устойчиво развиваются специальные его виды. В результате остро встала проблема сохранения и развития как рекреационных ресурсов, так и туристских ресурсов в целом. Это обусловило появление экологического туризма. Все больше людей во многих странах притягивает к себе аграрный туризм. Одновременно с появлением новых видов туризма устойчиво развиваются религиозный, лечебно-оздоровительный, деловой и событийный туризм [1]. Поэтому вопрос кадрового обеспечения сферы туризма и гостеприимства, особенно подготовки менеджеров туризма – будущих руководителей новой генерации, не должен сниматься с повестки дня. В этом плане очень жесткие требования к подготовке таких специалистов внедрены в образовательной корпорации «Туран», обеспечивающей полный цикл обучения.

Плюсы инновационного образования

Напомним, что первые кафедры туризма возникли вскоре после обретения Казахстаном независимости в университетах «Туран», АГУ имени Абая (бывший КазПИ), КазГНУ имени Аль-Фараби и Академии физической культуры, спорта и туризма. В связи с переносом столицы республики руководство алматинского университета «Туран» приняло решение о создании филиала в городе Астане, который был открыт 15 мая 1998 года, а в 2004 году преобразован в самостоятельное учреждение «Университет «Туран-Астана». Ныне помимо университета в столице также действует Международная профессиональная академия «Туран-Профи». 

Во всех образовательных учреждениях корпорации «Туран» считают, что сегодня в сфере туризма необходима подготовка менеджеров-инноваторов. Другими словами, должен осуществляться переход через общество знаний к обществу инноваций, что вполне свойственно рыночной среде, куда все более погружается и образование. К примеру, резко меняется подход университетов «Туран» в связи с императивным требованием трансформации казахстанского высшего образования, обусловленного внешними и внутренними факторами. Идея предпринимательства и инноваций предполагает утверждение: задача инновационного образования – «учиться знать», инновационной науки – «учиться делать», а креативного воспитания – «учиться быть» [2].

Жизненная установка турановцев – подготовка самобытных, ярких, свободных и смелых личностей, имеющих мечту и предназначение. У студентов, в том числе обучающихся по специальности «туризм», будет реальная возможность «окунуться» в настоящую бизнес-среду. Есть надежда на то, что выпускники станут заканчивать обучение с уже готовыми качественными брендами, имея значимые собственные бизнес-истории [2]. Такие идеи предпринимательства и инноваций были озвучены при разработке «Дорожной карты трансформации университета «Туран» в инновационно-предпринимательский университет». И это, по существу, выход за границы обычного мышления. Подобная стратегия уже дает результаты: в прошлом году университеты «Туран»  и «Туран-Астана» вошли в топ-десятку Национального рейтинга лучших гуманитарно-экономических вузов Казахстана, который ежегодно публикует Независимое агентство по обеспечению качества в образовании.

Марко Боррадори: Астана является уникальным городом

В мае 2016 года состоялся официальный визит в Казахстан швейцарской делегации из города Лугано. Мэр Лугано Марко Боррадори выразил восхищение Астаной. «Сама по себе Астана является особенным, уникальным городом. Когда ее впервые видишь, она уже удивляет. Но меня больше всего восхищает ваше желание строить будущее, нацеленность на будущее. Построить город с нуля – это очень храбрый поступок», – сказал г-н Боррадори, добавив, что видит схожесть Астаны с Лугано благодаря тому, что швейцарские компании участвовали в строительстве города.

В Швейцарии очень развита образовательная система гостиничного бизнеса, а также туристическая отрасль, опытом в которых швейцарцы готовы поделиться с коллегами из Астаны. Стороны договорились о совместном проведении бизнес-встреч и конференций представителей предпринимательства обеих стран. А город Лугано и Палата торговли, промышленности и ремесел кантона Тичино готовы участвовать вместе с другими швейцарскими партнерами в международной специализированной выставке ЭКСПО-2017.

Тайские уроки

Зададимся еще одним важным вопросом: а кто готовит кадры для структур госуправления в туризме? Ведь их подготовка в вузе должна иметь существенные отличия от подготовки просто менеджеров туризма. Ответ простой: никто. А ведь такие кадры – это административная основа туризма. Становится понятным, почему в Казахстане так часто (порою один раз в полугодие) меняется институциональная инфраструктура туризма, т.е. центральные органы, управляющие сферой туризма. В свою очередь, передача функций туризма в разные министерства не дает возможности профессионально руководить индустрией опять же из-за отсутствия соответствующих специалистов по туризму. Поэтому давно пора понять: систематическая реорганизация уполномоченных государственных органов туризма в стране без учета выбора оптимальной модели руководством туризмом не улучшит положение дел в отрасли. Заметим, что в отличие от нас во многих странах в структуре госуправления туризмом работают не назначенцы, а профессионалы, хорошо обученные этому делу.

В этом отношении весьма полезным является изучение опыта тех государств, где туризм стал одним из определяющих факторов развития национальной экономики. Хороший пример на этом пути подало недавно руководство университета «Туран-Астана», организовав в своих стенах 3 июня нынешнего года при содействии посольства Королевства Таиланд в Казахстане встречу с руководством Фонда образования и новых технологий Таиланда. На мероприятии обсуждались перспективы сотрудничества с высшими учебными заведениями Таиланда, гости побывали в учебных корпусах, посетили аудитории, библиотеку, лаборатории и этнографический музей, а также встречались с преподавателями и студентами университета. Все желающие смогли узнать об условиях обмена студентами, возможности получения двойного образования, летних и круглогодичных программах. Со своей стороны, тайская делегация отметила, что «динамичность развития столичного университета послужила причиной выбора из всех казахстанских вузов университета «Туран-Астана» для взаимного плодотворного сотрудничества».

В преддверии EXPO-2017

Еще один важный кадровый аспект  – это подготовка специалистов с учетом разнообразных требований сервиса для организации встреч, выставок, формирования групп поощрительного туризма. Как показало проведение в столице разного рода деловых, событийных и спортивных мероприятий, у нас пока нет квалифицированных специалистов по туризму, которые бы занимались составлением программ фестивалей и других событий, по той простой причине, что эти кадры никто не готовит. Эти изъяны, как на лакмусовой бумажке, особенно ярко проявляются сейчас, в преддверии EXPO-2017, когда стало ясно, что столь эпохальное событие требует большого количества не только экскурсоводов, но и гидов-переводчиков. К тому же, практически не оказалось экскурсоводов, говорящих на государственном языке. По сведениям Казахстанской туристской ассоциации, количество официально зарегистрированных в ней экскурсоводов составляет порядка 400 человек. На такую страну, как Казахстан, с учетом возникших потребностей в них, – это капля в море. В чем причина недостатка квалифицированных экскурсоводов?
Объяснений несколько. С одной стороны, как считают известные специалисты экскурсионного дела О.Г. Лютерович и Г.Ф. Ягофаров, к концу 80-х годов по ряду причин экономического и идеологического порядка система подготовки экскурсионных работников в Казахстане практически развалилась [3]. А с другой стороны, в казахстанских вузах этой работой планомерно и не занимаются. 

В настоящее время основное ядро экскурсоводов и гидов-переводчиков – это люди старшего поколения еще советской школы подготовки, перешагнувшие пенсионный рубеж. Как же будет решаться эта проблема в следующем году, когда в Астану приедут тысячи иностранных туристов? А также позднее, когда, по прогнозам специалистов, в Казахстан ежегодно будет приезжать до 8 млн туристов, говорящих на различных языках? И где тогда взять необходимое количество гидов-переводчиков и экскурсоводов?

Как сегодня решается эта проблема? В Астане – это проведение Управлением туризма городского акимата с помощью Столичной ассоциации туризма двухмесячных курсов по подготовке гидов-экскурсоводов. К этому подключились и университеты корпорации «Туран», имеющие давние традиции по подготовке кадров экскурсоводов и квалифицированный преподавательский состав, тоже из числа экскурсоводов со стажем. Честь и хвала всем этим организациям, но все-таки это меры разовые, не позволяющие до конца решить всю проблему. 

Парадокс заключается в том, что в учебных программах вузов не предусмотрена подготовка экскурсоводов, а есть только курс «Экскурсоведение». Но его изучение не дает права на выдачу удостоверения экскурсовода. Лишь отдельные вузы, как например университеты «Туран», проводят разовые курсы для студентов, желающих стать экскурсоводами. И только после контрольных экскурсий, а также сдачи экзамена им выдаются удостоверения экскурсоводов. Но ведь это не решение проблемы. На наш взгляд, можно использовать российский опыт и открыть в некоторых вузах отделения по подготовке экскурсоводов. Это вполне отвечает необходимости готовить востребованных специалистов, да и учить их зарабатывать на этом.

Гиды-экскурсоводы готовятся к ЭКСПО-2017

Как пояснила главный специалист отдела проектов ТОО «Астана Конвеншн Бюро» Айнур Жанабилова, сейчас ведется работа по включению гидов-экскурсоводов в Программу партнерства города Астаны Recommended by EXPO-2017, то есть гидов, которые будут рекомендованы гостям так же, как гостиницы, объекты общественного питания и другие предприятия сферы услуг.

- В настоящее время у нас разрабатываются требования к гидам. Однозначно, это должны быть компетентные профессионалы, знающие достоверную историю города и страны, все достопримечательности столицы, отлично владеющие иностранными языками. Кроме того, им необходимо обладать артистизмом, определенными ораторскими навыками. В целом гиды - это лицо нашего города, именно от них во многом будет зависеть создание положительного имиджа столицы. Отбор претендентов будет достаточно жестким, поэтому сейчас гиды столицы активно переучиваются и посещают курсы повышения квалификации, - сказала Айнур Жанабилова.

Туризм без барьеров

Другой важный аспект. При посещении ЭКСПО-2017 иностранными туристами Астана столкнется  еще с одной проблемой – прибытием людей с ограниченными возможностями. А готова ли столица к их приему, есть ли гиды-переводчики, которые могут их обслуживать? Это помимо требований к наличию соответствующей инфраструктуры на улицах, транспортных средствах, вокзалах, в аэропорту, отелях, ресторанах, на объектах самой выставки. Как  будут внедряться стандарты по обслуживанию таких  туристов? Уже сейчас необходимо уделять повышенное внимание подготовке специалистов для сферы социального туризма. На сегодняшний день туризм без барьеров, для  людей с ограниченными возможностями – это неиспользованный потенциал казахстанского туризма.

Ставка на бердвотчеров

В последние годы у зарубежных туристов появился интерес к фауне Казахстана, прежде всего к птицам. Благодаря большой территории республики и разнообразию ландшафтов, здесь гнездится 500 видов птиц, которых можно показывать иностранным орнитологическим туристам – так называемым бердвотчерам. С каждым годом их приезжает к нам все больше и больше. Особенно популярным у таких туристов стал Коргалжынский государственный природный заповедник, расположенный в 130 км от Астаны. Это крупнейший в Казахстане и один из двух заповедников республики, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь обитает 32 вида птиц, занесенных в Красную книгу. Туристов больше всего интересует сказочно красивый розовый фламинго. 

Однако для проведения масштабных мероприятий в рамках орнитологического туризма для гостей Астаны необходимы квалифицированные гиды, которых опять-таки остро не хватает. Поэтому турфирмы для коммерческих орнитологических туров используют профессиональных орнитологов, которых не так уж много. Положение здесь осложняется тем, что для подготовки квалифицированного специалиста в этой области требуется не один год [4]. «Наших гидов нельзя подготовить в течение двухнедельного тренинга. Гиды, которые могут найти места гнездовий и показать их туристам, – это, как правило, профессиональные орнитологи, которых не становится больше», – считает известный ученый-орнитолог А.В. Ковшарь.

Провести полноценную экскурсию по лесной тропе непросто даже опытному экскурсоводу, поскольку природа весьма динамична и демонстрация некоторых объектов или явлений требует от гида широ­кой эрудиции и наблюдательности, отличного знания местных условий. Простое изучение кем-то ранее составленной методики, даже очень подробной, дает только канву экскурсионного сценария, который воспроизвести в точности невоз­можно. Но, повторим, в нашей стране подготовку специалистов такого типа не ведет ни одно из учебных заведений [5]. 

Сегодня эта проблема усугубляется еще и нехваткой гидов со знанием иностранных языков. Лишь единицы владеют немецким, итальянским, испанским языками. А что делать посещающим нас иностранцам, родными языками которых являются японский, китайский, корейский, арабский, турецкий, ведь для них вообще нет гидов-переводчиков, специализирующихся на орнитологическом туризме. 

Одним из решений назревшей проблемы может стать подготовка орнитологических гидов из числа профессиональных орнитологов и студентов-зоологов. Для этого, помимо расширения специализации студентов в вузах, можно создать специальные курсы гидов-орнитологов, пригласив для занятий с курсантами орнитологов-профессионалов высокой квалификации. Другим решением этой задачи может стать привлечение в качестве гидов опытных бердвотчеров, имеющих большой опыт наблюдения за птицами. Так как туристов, как правило, интересует только возможность сфотографировать птицу и определить ее вид или подвид, то наличие профессионального орнитолога не является обязательным условием проведения экскурсии. В настоящее время в Казахстане насчитывается несколько десятков бердвотчеров, которые способны проводить подобные экскурсии [5].

В целом же экологический, а также этнографический туризм – одно из самых перспективных направлений для развития туристской отрасли именно в нашей стране. В связи с этим напомним, что Астана является центром одноименного кластера – одного из пяти в республике, чье развитие определено среди приоритетных задач в Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года. И столица со своими окрестностями и Боровской курортной зоной должна стать согласно этой Концепции центром кочевой культуры и разнообразия степи. Однако сегодня подготовленных специалистов – менеджеров по экологическому туризму – можно пересчитать по пальцам. 

Решение проблемы

В этой статье названы лишь некоторые туристские специальности, востребованные сегодня. Но, как показывает практика, корень зла кроется в несовершенстве устаревших образовательных программ по специальности «туризм». Большинство высших учебных заведений страдает отсутствием стандартизации на различных уровнях обучения, незнанием требований, предъявляемых на международном уровне к подготовке специалистов туриндустрии. 

Решение данной проблемы связано в первую очередь с модернизацией системы профессионального образования в вузах, готовящих специалистов для туристской отрасли, в соответствии с реальными нуждами рынка. В сложившейся ситуации наиболее логично было бы предпринять следующие шаги.

1. При четком разграничении понятий «туризм», «культура», «спорт», а значит, и относящихся к ним сфер деятельности, становится возможным целенаправленная подготовка специалистов для каждой из них, без подмены и ненужного дублирования. При этом приоритет должен отдаваться подготовке организаторов различного уровня, а обучение по специальности «менеджер туризма» не должно превращаться в подготовку по специальности «менеджер продаж», хотя о последней также не стоит забывать. 

2. Следовало бы начать подготовку кадров (в том числе и в вузах) по специальности «активный туризм», сочетая обучение с выполнением спортивно-туристских нормативов и привитием навыков учебно-методической и туристско-краеведческой деятельности. При этом необходимо ужесточение требований к психологическим и физическим данным обучаемых, усиление внимания к их аттестации на каждой стадии подготовки, создание системы льготного, а в ряде случаев бесплатного обучения в рамках данной специальности. Целесообразно также обязать работодателей принимать на работу только обученных и сертифицированных специалистов (тенденция к этому объективно наметилась уже сейчас). Это позволило бы уже через несколько лет получить поколение квалифицированных кадров, способных работать на маршрутах активного туризма и, кроме того, способствовало бы росту популярности этого вида туризма, созданию альтернативы туризму пассивному.

3. При наличии подготовленных специалистов стало бы возможным возрождение социального туризма. Скорее всего, он будет развиваться по пяти основным направлениям: детский и подростковый туризм, взрослый самодеятельный (на уровне туристских клубов), семейный и, наконец, лечебно-реабилитационный (туризм для людей с ограниченными возможностями, конные оздоровительные маршруты и т.п.).

4. На базе кадров, обученных «активному туризму», стала бы возможной дифференциация, четкое разграничение специальностей «инструктор активного туризма», «гид-проводник», «гид-экскурсовод», «турорганизатор».

Реализация каждого из предложенных направлений включает решение множества частных проблем (прежде всего, внедрение специальности «активный туризм» в вузах и изменение статуса особо охраняемых природных территорий). В то же время решение основных проблем, связанных с кадровым обеспечением, позитивно скажется на развитии всего отечественного туризма.

В каком бы направлении ни развивался туризм в нашей республике – безоговорочного следования мировым стандартам и тенденциям, связанным с глобализацией, или же по своему индивидуальному пути, обусловленному сложившимися традициями, – самым важным является достижение равновесия между выездным и внутренним туризмом и привлечение иностранных туристов в Казахстан. А для этого необходима реорганизация кадровой структуры индустрии туризма.

Хочется надеяться, что столица независимого Казахстана – Астана – станет флагманом в решении всех упомянутых проблем и своеобразным путеводителем в создании современной системы подготовки туристских кадров.