Индустрия туризма: вопросы образования

В настоящее время развитие индустрии туризма, или, как её называют многие специалисты – индустрии гостеприимства, обусловлено расширяющимися процессами глобализации мировых экономических связей и контактов между людьми. Кроме того, активизация туристского бизнеса отражает и особенности отраслевой реорганизации национальных экономик, определяемой ростом удельного веса в них сферы услуг. В контексте углубления и расширения экономических связей между различными странами и регионами планеты сфера услуг, включающая в себя и туристические услуги, стала наиболее быстрорастущей отраслью в мировой экономике.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев на открытии 18-й сессии Генассамблеи Всемирной туристской организации в октябре 2009 года в г. Астане отметил, что сегодня мы ежегодно принимаем более 4,5 миллиона иностранных граждан и рассчитываем на увеличение этой численности. В последнее время интерес к Казахстану как туристскому направлению значительно возрос во всем мире, и, соответственно, из года в год увеличивается спектр туристских услуг, предоставляемых местными туроператорами.

Сегодня Казахстан оказывает услуги практически по всем существующим видам туризма культурно-познавательный, оздоровительный, развлекательный, этнический, экологический, экстремальный, спортивный и другие. Для местных и иностранных туристов предлагается большое количество маршрутов по всей территории Казахстана.

В целях формирования привлекательного имиджа Казахстана на мировом туристском рынке разработана целенаправленная Программа по продвижению туристского потенциала Казахстана. Она предусматривает участие в международных туристских форумах, проведение выставок, ярмарок, размещение и трансляцию рекламных видеороликов на ведущих телеканалах мира, а также выпуск рекламно-информационной продукции и проведение инфотуров для представителей зарубежных СМИ. Важное значение для имиджа государства имеет выдвижение Казахстана в Исполнительный совет Всемирной туристской организации (ЮНВТО) в 2007 году.

Несмотря на последствия мирового финансово-экономического кризиса, общая численность туристских фирм в целом сократилась незначительно, просто жесткая конкуренция заставила их занять более определенные рыночные ниши. В результате выросла специализация туристских предприятий. Так, существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Существуют турфирмы, которые полностью организуют поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. Все более активно стали себя проявлять в Казахстане такие характерные общемировые тенденции, как укрупнение и объединение предприятий индустрии туризма. Таким образом, в республике продолжается достаточно активное развитие индустрии туризма.

Вместе с тем, по словам министра туризма и спорта РК Т.М. Досмухамбетова, «несмотря на относительно положительные тенденции последних лет, одной из основных проблем, сдерживающих развитие туризма в Казахстане, до сих пор является недостаточное количество специализированных кадров в этой области, так как планирование людских ресурсов имеет особое значение в туризме, ведь здесь успех в значительной степени зависит от качества кадров» [2].

Кроме того, как отметил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», профессиональное и техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и жестко взаимосвязано с потребностями экономики [3].

Концепция развития туризма в Казахстане предусматривает в процессе реализации основной цели превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный в условиях международного туристского рынка продукт, а также необходимость развития системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма [4].

В рамках Государственной программы развития туризма на 2007-2011 годы предусматривается в течение пяти лет создание конкурентоспособной туристской индустрии. Начиная с 2005 года Правительством РК готовятся кадры для отрасли туризма в рамках программы «Болашак». Министерство туризма и спорта совместно с Министерством образования и науки планируют увеличивать квоту обучающихся по специальностям «туризм» и «сервис».

В целом же у нас вполне определенно проявились контуры отечественной системы непрерывной подготовки кадров для сферы туризма. Как отмечают отечественные специалисты [5], в Казахстане в целом сложилась современная система непрерывного профессионального образования по специальностям «туризм» и «сервис», которая в схематическом виде представлена на рис. 1. 

 Рисунок 1. Структура непрерывного профессионального образования по специальностям «туризм» и «сервис»

Вместе с тем нам представляется необходимым дополнить данную схему таким важным элементом, как профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководителей предприятий и организаций туристской индустрии.

В системе профессиональной подготовки кадров для туристической индустрии Казахстана можно выделить три образовательных уровня (рис. 2):

1. Высший уровень институционально-управленческий.

2. Средний уровень – управленческо-технологический.

3. Начальный или низший уровень (технологически-исполнительный).

  

 Рисунок 2. Градация уровней профессионального образования по специальностям «туризм» и «сервис»

Высший (институционально-управленческий) уровень предполагает подготовку менеджеров, которые определяют направления и задачи работы, стратегию, тактику отрасли, отдельного предприятия (турменеджер, менеджер гостиницы, менеджер маркетинговой деятельности в туризме и др.). Специализированная подготовка специалистов такого уровня обычно осуществляется в высших учебных заведениях.

В настоящее время в республике подготовку специалистов для туристской отрасли осуществляют 19 вузов по специальностям «туризм» и «сервис». Студенты, которые сегодня изучают проблемы туристского бизнеса, в процессе их профессиональной подготовки должны стать менеджерами и специалистами высокой квалификации.

В свою очередь профессиональная подготовка кадров для туристской индустрии, осуществляемая на среднем уровне, нацелена на подготовку управленческо-технологического персонала. Управленческо-технологическая деятельность характерна для персонала, который обеспечивает технологическую последовательность обслуживания, согласовывает взаимодействие с другими технологическими звеньями (турагент, менеджер по резервированию мест, метрдотель ресторана.). Подготовка специалистов среднего уровня в Казахстане обеспечивается как в системе высшего образования, выпускающих бакалавров экономики, так и в специализированных учебных заведениях, дающих среднее образование.

В настоящее время у нас функционируют также и специализированные колледжи, ведущие подготовку специалистов среднего уровня для сферы туризма. Однако на практике тех знаний, которыми обладают выпускники данных колледжей, зачастую недостаточно для начала трудовой деятельности в туристских фирмах, гостиницах, ресторанах и пр.

И, наконец, начальный или низший уровень (технологически-исполнительный) осуществляет подготовку персонала, который выполняет конкретные задания и обеспечивает удовлетворение отдельных потребностей туристов, либо реализацию отдельного вида обслуживания. Подготовку таких специалистов обеспечивают различные центры, школы и курсы, обучающие работников массовых профессий официантов, поваров, спортивных инструкторов и пр.

Приведенные нами схемы позволяют составить общее представление о существующей системе подготовки специалистов для туристской индустрии Казахстана в условиях динамичных изменений на рынке туристских услуг.

Вместе с тем необходимость дальнейшего развития системы профессиональной подготовки руководителей и специалистов для туристских организаций Казахстана предполагает решение ряда проблем. В первую очередь это совершенствование самого процесса обучения.

Вся система подготовки кадров для индустрии туризма представляется нам эффективной лишь при наличии соответствующей базы проведения практических занятий. Между тем в настоящее время налицо её значительная отчуждённость от предприятий организаторов туризма, от сектора гостиничных, ресторанных хозяйств и других объектов туриндустрии, что относится к числу тех наиболее острых проблем, с которыми сталкивается эта система.

Для решения данной проблемы следует разработать и апробировать на практике методологические аспекты долгосрочных стажировок студентов высших учебных заведений и учащихся специализированных средних учебных заведений непосредственно на предприятиях сферы туризма. Это позволит им приобрести реальные практические навыки работы, умение реагировать на существующий и потенциальный спрос,  понимать и учитывать психологические ожидания целевой аудитории и др. Такой подход к обучению может значительно повысить уровень профессиональной подготовки, что в конечном итоге будет способствовать не только повышению качества оказываемых  услуг, но и росту конкурентоспособности казахстанских предприятий индустрии гостеприимства.

Особо следует отметить, что учебные программы (как в системе высшего, так и среднеспециального образования) должны в большем объеме включать в себя интенсивные курсы изучения иностранных языков. Причем это должно относиться не только к английскому языку, но также и к ряду широко распространенных в мире восточных языков. Последнее обусловлено, в частности, тем, что согласно прогнозам специалистов ВТО в обозримой перспективе ожидается значительный рост выездного туризма из Китая, большое количество этих туристов может принимать и наша страна, тем самым завоевывая важные позиции на международном рынке туризма.

Кроме того, в процессе подготовки будущих менеджеров и специалистов индустрии туризма необходимо усилить общетеоретическую подготовку. В качестве основных предметов в программах обучения должны обязательно присутствовать такие учебные дисциплины, как математика и статистика, менеджмент и маркетинг, а также читаться специальные курсы по психологии, культуре общения, ведению переговоров и пр.

Всё сказанное должно найти отражение в разработке мер по внедрению в вузах сертификации качества туристского образования WTO – TedQual, которая в настоящее время осуществляется в Казахстане в целях повышения уровня образования в сфере туризма.

В целом же при обучении будущих руководителей и специалистов для отечественной индустрии туризма необходимо использовать не только самые современные методы преподавания, но и поддерживать тесные связи с предприятиями туристского бизнеса, предоставлять обучающимся возможность участия в международном обмене информацией, пребывания за границей для получения зарубежного опыта.

Активное развитие международного сотрудничества в сфере подготовки и повышения квалификации кадров для казахстанской индустрии гостеприимства также имеет важное значения для повышения её конкурентоспособности в условиях развертывания процессов глобализации. Причем это относится не только к привлечению высококлассных специалистов и преподавателей к обучению студентов в казахстанских учебных заведениях, но и к расширению числа казахстанских студентов, обучающихся в известных зарубежных университетах и колледжах по государственным грантам.

Немаловажное значение может иметь и проведение научно-практических конференций, обеспечение участия Казахстана в семинарах-практикумах ВТО, проведение мастер-классов и тренингов с приглашением ведущих экспертов мирового уровня.

В качестве положительных примеров развития международного сотрудничества в сфере подготовки специалистов туризма можно привести осуществление проекта создания совместного предприятия «Школа туристского бизнеса и индустрии гостеприимства» в городе Алматы и Щучинско-Боровской курортной зоне. Свой вклад в этом направлении вносит и международная профессиональная академия «Туран-Профи» один из организаторов семинаров «Инновационные информационные образовательные технологии в обучении индустрии туризма и гостеприимства», которые  были проведены в  феврале 2010 г. руководством Университета им. Я. Кодолани в Венгрии. Участникам семинаров руководителям турагентств, гостиниц, ресторанов были вручены европейские сертификаты [6].

В заключение хотелось бы отметить, что в процессе реализации программы развития туризма в Казахстане системе профессионального образования и повышения квалификации специалистов в сфере туризма должно быть уделено особое внимание. Это, на наш взгляд, будет способствовать не только количественному росту специалистов, обеспечивающему потребности этой сферы экономики, но также повышению качества услуг, предоставляемых казахстанской индустрией гостеприимства, и, безусловно, увеличением конкурентоспособности предприятий туристской индустрии нашей страны на мировом рынке.