Катализатор процесса совершенствования подготовки туристских кадров

19 ноября 2012 года в городе Астане, по инициативе Комитета индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан и под председательством его руководителя К. Танысбаева, состоялось заседание рабочей группы и семинар на тему «Вопросы подготовки туристских кадров в Республике Казахстан». В работе семинара приняли участие представители центральных и местных исполнительных органов, частных структур, руководители общественных организаций, представители учебных заведений, осуществляющих подготовку туристских кадров. 

На дискуссионной площадке семинара были обсуждены различные аспекты подготовки кадров для туристcкой отрасли, взаимодействия учебных заведений и работодателей в сфере туризма, обозначены актуальные проблемы и пути их решения, определены перспективы развития и повышения качества подготовки кадров для отрасли туризма. 

В социальной программе модернизации Казахстана «Двадцать шагов к обществу всеобщего труда», предложенной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, открыты новые перспективы модернизации системы образования по трем главным направлениям: оптимизация образовательных учреждений; модернизация учебно-воспитательного процесса и повышение эффективности и доступности образовательных услуг.

При этом подчёркивается, что социальная модернизация казахстанского общества становится катализатором подготовки кадров, предусматривает логическую взаимосвязь всех видов «возрастного» образования – дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего и поствузовского. 

В этой связи государственный стандарт высшего образования по специальности «туризм» целесообразно составить так, чтобы содержание начального и среднего профессионального образования входило в первый этап обучения в вузе. То есть чтобы абитуриенты, получившие твёрдые знания начального и среднего профессионального образования, поступив в профильный вуз, имели приоритет в виде сокращённого срока обучения. Правда, при условии не менее двух лет работы по специальности после получения начального или среднего профессионального образования. Например, если для получения начального образования установлен срок один год, то после его получения абитуриент обучается в ссузе два года, а в вузе – три года (после одного года работы по специальности). 

Подготовка туристских кадров в магистратуре и докторантуре осуществляется без сокращения сроков: производственная магистратура – 1 год; научно-педагогическая – 2 года; докторантура – 2 года.

В настоящее время до 47 единиц возросло количество  высших  учебных  заведений, готовящих специалистов для сферы туризма. Из них к государственной форме собственности относятся 17 вузов, к частной – 30 вузов.

Количество ссузов (всех форм собственности) составляет 31 учебное заведение, из которых к государственной форме собственности относится 6, к частной – 25 ссузов.

В целях совершенствования непрерывной системы подготовки туристских кадров необходимо оптимизировать число вузов, готовящих специалистов по туризму и сервису, до 16-20 (по числу регионов страны), а количество ссузов увеличить до 40. Во-первых, в связи с тем, что основной дефицит приходится на специалистов среднего звена. Во-вторых, для того чтобы устранить диспропорцию в количестве вузов и ссузов. 

Исходя из рациональных позиций подготовки и обеспеченности кадров в туристской отрасли, численность ссузов и специалистов, которых они выпускают, должно вдвое превосходить количественные показатели вузов. В профессионально-технических училищах необходимо втрое увеличить количество специалистов в обслуживающей сфере туризма и сервиса по соотношению с количеством студентов в вузах. Это восстановит основание «пирамиды» в системе непрерывной подготовки туристских кадров.

В-третьих, практика показывает, что в последнее время ценность высшего образования девальвировалась, его получают молодые люди с крайне низким базовым уровнем знаний. В этой связи считаем, что все учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального туристского образования должны иметь не региональные, а государственные лицензии на деятельность в данной сфере.

Сегодня социальная модернизация в Казахстане происходит на фоне интеграционных процессов в рамках ЕЭП. В связи с образованием единого Таможенного союза находим целесообразным ГОСО по специальностям «туризм и сервис» гармонизировать для стран ЕЭП, и прежде всего Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь. Именно это требование будет действительно способствовать свободному перемещению товаров, рабочей силы и услуг сферы туризма и сервиса в пределах России, Казахстана, Беларуси и других присоединившихся стран.

В последнее время уполномоченный орган в сфере туризма и министерство образования в связи с присоединением Казахстана (в числе 47-й страны-участницы) к Болонскому процессу стали уделять внимание разработке новых государственных образовательных стандартов, совершенствованию учебного процесса, отвечающего международной практике, отработке новых учебников и пособий. 

Министерство образования и науки Республики Казахстан своим приказом (№ 14 от 14.01.2011 г. о внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 июня 2008 года № 353) «О мерах по совершенствованию учебно-методической работы в системе высшего и послевузовского образования» создало Учебно-методическую секцию (УМС) по специальности «туризм».

В структуре УМС предусмотрены 4 комплексные научно-методические группы: экономических, географических, туристских и общеобразовательных дисциплин.

В основные задачи комплексных научно-методических групп входит: 

а) разработка нового поколения государственных общеобязательных стандартов образования по специальности «туризм» для высшего профессионального образования на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD; 

b) разработка нового поколения типовых программ учебных дисциплин; 

c) написание и подготовка к печати учебников и учебных пособий на бумажной и электронной основе для учебных дисциплин по специальности «туризм».

Создание УМС или комиссии – оправданная мера. В условиях динамично развивающегося туристского сектора экономики, а также применения инноваций и технологий остро стоят вопросы разработки новейших учебно-методических пособий, учебников, обновления материально-учебной базы, ГОСО и образовательных программ.

Среди авторов изданных современных учебников нового поколения можно назвать доктора географических наук, профессора Ердавлетова С.Р. («География туризма», «История туризма»), доктора педагогических наук Вуколова В.Н. («Методология и теория научных исследований туристской деятельности» для докторантуры РhD).

Но большинство вопросов по изданию других не менее востребованных учебников и разработки типовых учебных программ до настоящего времени ещё не решены. К примеру, в программах утвержден предмет или система курса «Основы права», где студентам дают только общие знания (декларативные понятия и категории государства и права). Хотя в правоведении уже сложилось самостоятельное направление юриспруденции «Казахстанское туристское право», изучая которое студенты должны получить правовые знания в области туризма, обеспечения мер безопасности, страхования, привлечения инвестиций, международного туристского права и налогообложения, так необходимых им в будущей работе.

В обязательной дисциплине «Основы экономической теории» нет ни слова о статистике туризма (т.е. основ туристской деятельности, на которой строится весь анализ и учёт в сфере туризма). Нет упоминания о вспомогательном счёте туризма (ВСТ) – системе международных классификаций, определений, таблиц, позволяющих установить экономический вклад туризма в экономику страны (основного инструмента измерения экономики туризма).

Чтобы добиться успеха в сфере туристского бизнеса в современных условиях, необходимо регулярно обучать сотрудников работе с новыми технологиями.

Беспрецедентное развитие и изменение IТ-технологий в формировании турпродукта, рекламе, продвижении и розничной торговле туристскими продуктами создало условия, требующие от каждого сотрудника навыков работы со специальными компьютерными программами.

Вышесказанным обусловлена и необходимость подготовки и обуче­ния туристских кадров IТ-технологиям туризма в средних и высших специаль­ных учебных заведениях.

И, наконец, нам следует решить вопрос о создании в г. Астане базовой, государственной Академии туризма и сервиса для подготовки специалистов (бакалавров, магистров, докторов РhD) по специальности: 5В090200 «туризм», 5В091200 «ресторанное дело и гостиничный бизнес». А на базе профильной академии организовать два научно-исследовательских института по проблемам туризма и гостиничного бизнеса.

В презентации председателя правления Казахстанского института развития индустрии Ахмерова А.Ш. по разработке системных планов развития туризма в части совершенствования подготовки кадров для отрасли сказано, что при прогнозе общего количества прибытий на уровне 8,2 млн. к 2020 году потребность туристской отрасли в трудовых ресурсах составит: 15% управленческих кадров; 10% квалифицированного технического персонала и 75% технического персонала (скажем, уборка гостевых и общественных помещений).

Дефицит кадров планируется восполнить за счет разработки программ по подготовке специалистов для сферы туризма в средних, высших учебных заведениях, а также создания школ для обучения технического персонала (2-годичного обучение с получением сертификата).

О решении вопросов подготовки туристских кадров в учреждениях технического и профессионального образования (ТиПО) выступила заместитель директора Департамента технического и профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Муйтунова А.Т. Основными проблемами системы ТиПО являются:

отсутствие со стороны рынка труда количественных и качественных (квалификационных) требований к подготовке кадров; 

недостаточная межведомственная координация вопросов кадрового обеспечения экономики, низкая вовлеченность заинтересованных сторон, заказчиков-предприятий; 

недостаток рабочих мест для производственного обучения и практики, привлечение ИРС, непрофильная деятельность предприятий;

недооценка роли и места ТиПО в социально-экономическом развитии страны, непривлекательность и непрестижность обучения в ТиПО; 

содержание программ недостаточно соответствует требованиям индустриально-инновационного развития;

слабая МТБ учебных заведений, не позволяющая готовить кадры на должном уровне качества;

недостаточный уровень квалификации инженерно-педагогических работников ТиПО; 

неэффективность и  незавершенность межотраслевой системы управления;

недостаточное финансирование, отсутствие норм и затрат на подготовку 1-го обучающегося.

Исполнительный директор КТА, президент КАГиР Шайкенова Р.Р. подробно остановилась на разработке профессиональных стандартов как факторе повышения качества подготовки специалистов в туриндустрии. 

Аблеева А.Г., к.г.н., доцент географических наук, КазНУ им. аль-Фараби проинформировала присутствующих об успешном завершении работ и процедур по аттестации и получения университетом сертификата качества туристского образования ЮНВТО – ТЭДКУАЛ.

 Участники семинара определили, что темпы развития современной экономики, науки и информационных технологий выдвигают в число первоочередных задач вопрос совершенствования процесса подготовки кадров, в том числе для индустрии туризма. Современная экономическая ситуация подразумевает высокий уровень профессиональной подготовленности, которую может обеспечить усовершенствованная и конкурентоспособная система профессиональной подготовки кадров, своевременно реагирующая на вызовы новой экономики, ориентированной на инновационное развитие.

Успешное решение этих вопросов, по словам первого проректора по науке Казахской академии спорта и туризма, д.п.н., профессора Макагонова А.Н., будет зависеть от научного подхода в процессе совершенствования учебных программ. В настоящее время туризм в Казахстане признается приоритетной отраслью экономики. Однако отмечено отсутствие единой концепции и перспективной методологии в подготовке кадров для индустрии туризма. 

Директор НИИ туризма, заведующий кафедрой туризма и сервиса университета «Туран-Алматы», д.п.н., профессор Вуколов В.Н. раскрыл актуальные проблемы подготовки туристских кадров и недостатки в работе РУМС по специальности «туризм».

В свою очередь проректор по учебной и научной работе академии «Кокше», к.э.н., профессор Нургалиева А.Ш., заместитель начальника Управления туризма, физической культуры и спорта Акмолинской области Батырханов Ш.Б., директор колледжа ЕАГИ Аширбекова А.Д., директор туркомпании «Арман-Тур» Абжанова С.А. и директор гостиницы «Мукаммаль» Смагулова Д.С. поделились опытом работы по подготовке туристских кадров, стажировки, трудоустройства выпускников на предприятиях туристского и гостиничного бизнеса. 

Выводы 

В целях реализации Системных планов устойчивого развития туризма, обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами, владеющими профессиональными навыками, инновационными технологиями, креативным мышлением, необходимо объединение усилий государственных органов, учебных заведений и представителей рынка труда, пересмотра содержания и технологии обучения с учётом происходящих изменений в реальном секторе экономики и производстве.

     Участники семинара отметили, что, несмотря на усилия учебных заведений придать процессу подготовки специалистов профессиональную направленность, обучение все еще носит академический, а не прикладной характер, поскольку серьезные трудности возникают в вопросах организации производственных практик, имеют место оторванность образовательных программ от требований рынка труда.

Участники семинара обратили внимание на необходимость реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала отрасли. Подчеркнули, что проблемы подготовки кадров в сфере туризма являются актуальными не только для ученых и преподавателей, но и для работодателей, так как от качества подготовки кадров зависит в конечном итоге качество турпродукта. 

Основываясь на сделанных выводах, участники семинара рекомендуют всем заинтересованным организациям:

продолжить совместную работу в рамках рабочей группы, семинаров, а также прочих мероприятий  по совершенствованию туристского образования в РК;

уделять приоритетное внимание развитию кадровых ресурсов отрасли; 

одобрить положительный опыт и развивать существующую систему подготовки кадров на основе глубокой интеграции учебного процесса и производства;

определить стратегические направления развития системы подготовки туристских кадров в рамках Концепции развития туризма в Республике Казахстан до 2020 года в части подготовки кадров;

разработать План мероприятий по совершенствованию системы подготовки кадров для туристской отрасли;

продолжить работу по разработке профессиональных стандартов в сфере туризма;

осуществлять мониторинг потребностей отрасли туризма в специалистах различного профиля; 

поддерживать и развивать научные исследования в области туризма, в том числе привлечение студентов к научным исследованиям;

определить механизм совместной деятельности учебных заведений и работодателей;

внести предложения по повышению статуса РУМС и финансированию его деятельности; 

рассмотреть возможность создания научной экспедиции для изучения туристского потенциала Казахстана; 

расширять возможности государственно-частного партнерства в деле подготовки кадров, в том числе техническое оснащение вузов, целевая подготовка специалистов, повышение квалификации кадров, совместные научные исследования, внедрение научных разработок в производство;

рекомендовать внедрять рейтинговую оценку профильных учебных заведений; 

внести предложения по вопросу обеспечения постоянного повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

интегрировать новые технологии и информационные системы в сферу подготовки туристских кадров.

Участники заседания рабочей группы и семинара по совершенствованию  туристского образования в стране считают целесообразным довести рекомендации данного семинара до сведения заинтересованных органов и рассчитывают, что успешное решение всех перечисленных вопросов позволит обеспечить отечественную отрасль туризма подготовленными профессиональными кадрами.