Неприятная метаморфоза со стандартом по подготовке бакалавров туризма

Согласно Положению «О Рес­пуб­ли­кан­ском учебно-методическом совете (РУМС) высшего и послевузовского образования» и с целью координации деятельности вузов по реализации образовательных программ в Казахстане были созданы учебно-методические секции (УМС) при РУМС. Наиболее крупные УМС организованы на базе национальных университетов, так как их особый статус обусловлен значимой ролью в подготовке высококвалифицированных кадров, развитии науки и образования в стране, а также наличием авторитетных научных школ. Во исполнение приказа Министра образования и науки РК № 185 от 19 марта 2005 года в целях совершенствования учебно-методической работы в системе высшего и послевузовского образования по подготовке и повышению квалификации туристских кадров при КазНУ им. Аль-Фараби была создана УМС по специальности «туризм» (председатель д.г.н., проф. Ердавлетов С.Р.).

С 2005 по 2011 гг. данная УМС проводила активную работу по разработке учебников, учебно-методических пособий, типовых программ и государственных общеобязательных стандартов образования РК по специальностям 5В090200 – «туризм», 6М090200 – «туризм», 6D090200 – «туризм».

Кафедра рекреационной географии и туризма КазНУ им. аль-Фараби является крупнейшим подразделением среди факультетов и кафедр вузов республики, реализующих образовательные программы по специальности «туризм». 10 преподавателей кафедры имеют опыт разработки ГОСО и экспериментальных образовательных программ по специальностям «туризм», «ресторанное дело и гостиничный бизнес», 20 – разработки типовых программ учебных дисциплин, 5 – заведования кафедрами по профилю специальности. Кафедра имеет все необходимые условия для подготовки и выпуска высококвалифицированных специалистов в области туризма, включая необходимую материально-техническую базу для обеспечения качества учебного процесса, научно-исследовательской и внеаудиторной работы студентов. 

С точки зрения междисциплинарного подхода, КазНУ им. аль-Фараби располагает оптимальным подбором высококвалифицированных кадров, необходимых для подготовки специалистов сферы туризма: туризмологов, географов, экономистов, социологов, психологов, юристов, культурологов и др. специальностей, имеющих ученые степени докторов и кандидатов наук. В числе ППС выпускающей кафедры докторов наук, профессоров – 2; кандидатов наук, доцентов – 11; ст. преподавателей – 8; преподавателей, магистров – 4. Доля «остепененных» преподавателей составляет 65%. Почетных работников туризма – 1, кавалеров знака «За заслуги в развитии туризма в Республике Казахстан» – 3, «Заслуженный инструктор туризма Республики Казахстан» – 2. Удостоены звания «Лучший преподаватель вуза» – 2 человека. Прошли зарубежные профессиональные стажировки – 5 (Франция, Китай, Испания, Австрия, Великобритания). Укомплектованность преподавательскими кадрами – 100%.

Авторскими коллективами КазНУ им. аль-Фараби разработаны три поколения ГОСО по специальности «туризм» для бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD, что позволило сформировать завершенную структуру трехступенчатого образования по специальности. 

В 2010 году подготовлены экспериментальные образовательные программы по бакалавриату, магистратуре и докторантуре PhD, успешно реализуемые сегодня в режиме эксперимента и максимально адаптированные к аналогичным программам ведущих зарубежных вузов. Экспериментальные образовательные программы направлены на обеспечение академической мобильности и интеграции в мировое образовательное пространство в области подготовки профессиональных туристских кадров. Преподавание ведется на казахском и русском языках. С 2008 года разработаны и читаются отдельные курсы на английском языке, что очень важно для развития международного туризма. В 2012 году открыта спецгруппа с английским языком обучения.

В 2011 году университетом выигран конкурс на «Проведение аудита одного государственного вуза по сертификации качества туристского образования UNWTO – TedQual». Успешное прохождение международного аудита в 2012 году позволило стать первым вузом в республике, образовательные программы которого по туризму признаны Всемирной туристской организацией.

В настоящее время кафедра рекреационной географии и туризма реализует два трехлетних проекта по линии Министерства образования и науки по Программе фундаментальных исследований (темы: «Географические основы устойчивого развития туризма на основе оценки туристско-рекреационного потенциала Казахстана» и «Разработка концепции регионального развития и территориальной организации внутреннего туризма Республики Казахстан»). Сотрудники кафедры в настоящее время участвуют в реализации 11 научных проектов на хоздоговорной основе по линии Института географии, МОН РК, ГЭФ ПРООН. На кафедре создана научная школа географии туризма Казахстана.

Учитывая ведущую роль КазНУ им. аль-Фараби в подготовке высокопрофессиональных кадров туристского профиля в Республике Казахстан, наличие квалифицированного профессорско-преподавательского состава, соответствующей материальной базы, научного авторитета и прочных международных связей, опыта пятилетного функционирования УМС на кафедре рекреационной географии и туризма, не совсем понятным стало решение о передаче в 2011 году УМС специальности «туризм» без объяснения причин в Казахскую академию спорта и туризма. В отличие от КазНУ в академии работают в основном специалисты спортивного туризма, а уровень ее ППС не выдерживает, как говорится, критики. При этом руководит УМС отнюдь не специалист по туризму, а математик.

Возможно, такая передача явилась следствием опубликованного НАК МОН Республики Казахстана рейтинга специальности 5В090200 – «туризм», в котором КазАСТ по числу баллов (522,2), непонятно каким образом исчисленного, превзошла КазНУ им. аль-Фараби (435,4). Но давайте разберемся в этом вопросе.

При оценке рейтинга вуза, по словам директора Национального аккредитационного центра МОН Республики Казахстан, важную роль играют «принципы прозрачности процедур оценки, доступности информации, объективности механизмов оценки». Однако сравнить показатели вузов, кроме как по опубликованным баллам, не представляется возможным. Тем не менее нами сделана попытка проанализировать итоги рейтинга, опираясь на информацию, представленную на сайтах вузов, и рейтинговые критерии НАК МОН, в частности: 1) высокая концентрация талантливых студентов, преподавателей и исследователей; 2) достаточность ресурсов; 3) международное сотрудничество; 4) конкурентоспособность выпускников; 5) проведение передовых научных исследований.

Проведенный анализ показал, что кафедрой рекреационной географии и туризма показаны результаты, превышающие (в сравнении с данными, приведенными на сайтах университетов, позиционированных в первой тройке) показатели КазАСТ, Международного казахско-турецкого университета им. Х.А. Ясави и ЕНУ им. Н. Гумилева как в количественном, так и в качественном отношении.

Анализ сайтов (поскольку к другой информации доступа нет), кроме того, показал следующее. Отсутствие профессиональной команды сказалось на качестве работы УМС специальности «туризм», по недоразумению переданной в 2011 году в КазАСТ, притом что авторство действовавших до настоящего времени ГОСО по специальностям 5В090200 – «туризм», 6М090200 – «туризм», 6D090200 – «туризм», как и большинства типовых программ обязательных дисциплин специальности, принадлежит КазНУ. По количеству профильных специалистов с ученой степенью и стажем работы в данной области, наличию материально-технической базы, количеству студентов, объему научных исследований КазНУ заведомо опережает конкурента.

Такой труднообъяснимый ход Министерства образования и науки не замедлил сказаться на качестве работы нового УМС по специальности «туризм». Среди массы нарушений, с которыми секция начала работать, мы коснемся только одного, на зато какого! 

Речь пойдет о новом ГОСО бакалавриата по специальности «туризм». Составителями данного стандарта допущено беспрецедентное действо – 8 основополагающих курсов базового и профилирующего блоков объединены в 4 новые гибридные дисциплины, которые вызвали у всех специалистов страны изумление. И сделано это было, несмотря на возражение некоторых членов секции и вопреки здравому смыслу!

Действующий стандарт 2006 года вместо улучшения и оптимизации претерпел такие изменения, что все преподаватели и специалисты туризма диву даются. Как уже указывалось выше, были проведены следующие преобразования: слиты воедино несовместимые самостоятельные курсы и созданы гибриды, которые вызывают  вполне понятные трудности у преподавателей (по поводу составления их программ, а также приемов и методики их преподавания). При этом значительно урезано количество кредитов, предусмотренных для их освоения. Иначе говоря, практически произошло выхолащивание основных знаний, которые должны получить специалисты туризма в угоду общеобразовательным дисциплинам.

Конкретно были слиты следующие курсы (в скобках дается прежнее количество кредитов, приходившихся на эти дисциплины, а в конце – кредиты нового курса):

«Введение в специальность» (1) и «Основы туризмологии» (5) – 3 кредита;

«Основы предпринимательской деятельности в туризме» (3) и «Бухучет в туризме» (3) – 3 кредита;

«Менеджмент туризма» (4) и «Маркетинг туризма» (3) – 3 кредита;

«Основы техники и тактики активных видов туризма» (3) и «Основы туристско-краеведческой работы» (3) – 3 кредита.

При этом почему-то в число обязательных дисциплин введена «Рекламно-информационная деятельность в туристском бизнесе», которая, по сути, является частью подвергшегося слиянию курса «Маркетинг туризма».

Кроме создания абсурдных дисциплин составители нового ГОСО отняли у основополагающих дисциплин специальности 13 кредитов!

Из стандарта напрочь исчезла «Международная туристская практика» – наиважнейший элемент подготовки специалистов индустрии туризма.

Фактически дискредитирован апробированный и признанный преподавателями страны стандарт 2006 года.

Все это, на наш взгляд, можно объяснить только тем, что в деятельность по составлению нового стандарта вмешались работники КазАСТ, не имеющие никакой научно-педагогической подготовки в сфере туризма.