Устойчивое развитие туризма

Инновации в сфере информационных и коммуникационных технологий

Туристские предприятия всегда были активными сторонниками внедрения новых технологий, в том числе и глобальных распределительных систем. Современные достижения в области телекоммуникаций, сетевых объединений, создания и обработки баз данных и электронного маркетинга воздействуют и обеспечивают новые возможности для туристского бизнеса и существенно влияют на модели традиционного бизнеса. Поэтому основная сфера изменений и инноваций в туризме имеет отношение к использованию информационных и коммуникационных технологий – ИКТ (information and communication technologies – ICT). Эти технологии придают иную ценность туристским продуктам и поддерживают развитие производственных цепочек и кластеров. Информационными технологиями покрывается все значимое для туризма пространство услуг (информация о дестинациях, размещение, транспорт, пэкидж-туры) и осуществляется активный контроль за их наличием.

Широкое развитие ИКТ изменяет роль, которую играют в туризме турагенты, туроператоры, организаторы конференций, торговые агенты и т. д. С одной стороны, системы ИКТ, предоставляя новейшую детальную информацию о наличии продуктов и ценах на них, влияют на рост продаж и доходы. С другой стороны, использование новейших информационных технологий облегчает установление прямых связей между производителями (гостиницы, авиаперевозчики) и потребителями. Потребители во все возрастающем объеме используют ИКТ для планирования и подготовки своих путешествий. Они ищут специализированные и легкодоступные продукты и хотят напрямую общаться с производителями услуг. Для туристской отрасли это может привести к сокращению операционных издержек, к процессу перекачки денежных ресурсов на неорганизованный рынок. Вследствие этого туристские компании неизбежно должны применять инновационные методы для обеспечения роста своей конкурентоспособности. Применение ИКТ в туристской отрасли приводит к сокращению традиционного посредничества и способствует проведению реорганизации отрасли и инновациям.

Внедрение новейших технологий в сфере туризма повлекло за собой появление новых понятий, таких как туристские информационные системы, е-туризм (e-tourism) и е-путешествия (e-travel).

Е-туризм – это онлайновая служба, которая является платформой и дает возможность прямых продаж, легкой оплаты услуг конечным потребителем, развитию бизнеса между производителем, турагентами и посредниками.

Е-путешествия – это онлайновая служба, которая содержит новости о путешествиях, информацию и консультации по вопросам, которые могут возникнуть при планировании путешествия. Кстати, во многих странах не делают различия между е-туризмом и е-путешествием – этими двумя инновационными службами, иногда во многом копирующими друг друга.

Туристские информационные системы (Tourism Information Systems – TIS) – новая модель бизнеса, которая обслуживает и оказывает информационную поддержку организациям, занимающимся е-туризмом и е-путешествиями. Информация, получаемая из этих источников, может служить исходной точкой для решения множества задач, включая планирование путешествий, сопоставление цен и создание динамических пэкидж-туров.

Динамическая компоновка тура, или динамический пэкидж-тур (Dynamic Packaging), дает возможность в режиме реального времени составлять по требованию потребителя или агента, продающего услуги, различные комбинации компонентов поездки с единой ценой на весь пакет услуг, включенных в тур. Например, по запросу туриста организовать пять дней пребывания в Берлине функциональная система в режиме реального времени предоставит доступ и запросит информационные источники для того, чтобы найти такие составляющие, как авиационные тарифы, условия проката автомашин и возможности организации свободного времени, которые удовлетворят заказчика.

Исследования показывают, что эффективность инноваций зависит от так называемых «длинных волн» делового цикла. Эти волны имеют отношение к базисным инновациям, которые ведут к значительным изменениям и приносят много прикладных инноваций, широко использующихся в туристской деятельности.

Следует отметить, что влияние инновационных циклов на развитие туризма игнорировалось в течение длительного времени. Страны традиционного туризма потратили последние 50 лет на развитие индустриальных методов, чтобы совладать с растущим туристским спросом. Меры, которые принимались государствами по продвижению туризма, способствовали сохранению структур, имевших слабые шансы на выживание в долгосрочном периоде. Поэтому они были застигнуты врасплох интернационализацией туристского спроса и появлением новых конкурентных регионов (4).

Инновации в туризме уже не являются вопросом гигантского прыжка вперед. Они очень часто состоят из серии мелких шагов, которые ведут к постепенному развитию, и являются процессом с обратной связью. Одна инновация неизбежно влечет за собой другую.

В передовых туристских компаниях инновации являются рутинным делом. Уже не ставится вопрос о счастливой случайности или гениальных озарениях – инновации программируются предприятием и являются стандартной составляющей при принятии решения о распределении ресурсов. Компании резервируют значительную часть своего общего бюджета на исследования и развитие. Инновации становятся предсказуемым и контролируемым бюрократическим процессом, который сейчас является объективным дополнительным фактором производства.

На развитие туризма большое влияние оказывают мотивация и интересы потребителей услуг. Они все чаще характеризуются более тщательным отбором мест, которые туристы хотят посетить в ходе поездок, большим вниманием к различным аспектам туристского обслуживания и его качеству, а также проблемам охраны окружающей среды, традиционным культурам и жизни местного населения. Это приводит к большей сегментации рынка, развитию новых форм туризма, особенно тех, которые знакомят с природой, сельскими районами и культурным достоянием, и включению новых элементов в традиционные программы туристских поездок.

Инновационный подход в туристском бизнесе

К инновационным проблемам туризма обычно примыкают инвестиционные. Не отвергая необходимость привлечения инвестиций, большие резервы по усилению инновационной направленности туризма видятся в организационных изменениях. Инновационный потенциал управления реализуется в деятельности и поведении, его мотивации, методологии менеджмента и стиле управления. На сегодняшний день наиболее разработанными оказались вопросы информационных систем в туризме, отдельные вопросы активизации человеческого ресурса. К сожалению, лишь отчасти освещены проблемы инновационной стратегии. Отсутствует понимание такой стратегии в качестве технологии инновационных преобразований несмотря на то, что каждое пятнадцатое рабочее место в мире создается в результате туристской деятельности. 

Выделяются восемь факторов, в первую очередь влияющих на развитие туризма: природная среда, экономика, научно-технический прогресс, демография, урбанизация, информация, общество и культура. Предполагается, что они ведут к возрастанию спроса и предложения на туристском рынке и усиливают прогрессивные тенденции. В туристском бизнесе абсолютно необходимой становится ориентация на удовлетворение потребностей отдельной личности с ее разнообразными запросами, а не обезличенно-стандартизированной потребности нивелированного индивида. 

По определению Всемирной торговой организации (ВТО), туризм признан мировой индустрией номер один. В ней занято более 200 млн. человек. Полмиллиарда туристов тратят в поездках более одной трети триллиона долларов, что составляет примерно 5-10% годовых потребительских расходов. (5)

Нововведения, в том числе и в международном туризме, представляют комплексный процесс создания, распространения и использования новых практических средств для возникшей (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности. Одновременно –это и процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл. (6)

Инновационные теории возникают с начала XX века, а сегодня формируется самостоятельная область знаний – инноватика. В теоретическом плане следует полагать инновационную концепцию формой описания системы «туризм». В свою очередь в результате осмысления новых знаний, нового видения этой системы возможна активизация механизма познания системы, и главным фактором экономического роста становятся инновации, а не инвестиции. 

В связи с этим необходимо выделить пять групп факторов невосприимчивости туристских организаций к нововведениям. 

  1. Излишняя централизация управления может порождать иждивенческие настроения в экономике, подавлять интерес к нововведениям. 
  2. Неразвитая конкуренция способствует тиражированию традиционного объема и качества услуг. 
  3. Однотипное организационное «ли- цо» туристской отрасли с преобладанием крупных организаций обостряет проблему внедрения новшеств. 
  4. Недостатки в организационной культуре фирмы (отсутствие или неразвитость ценностей, связанных с инноватикой) влияют не только на степень развития инновационной деятельности, но и на ее качество. 
  5. Отсутствие разнообразия в формах и методах управления порождает единообразные и неразрешимые инновационные проблемы. 

Важно подчеркнуть, что восприимчивость к инновациям – одна из функций совершенствования хозяйственного механизма страны. Инновационные процессы необходимы туризму как вследствие тенденций глобализации туристского рынка и использования информационных технологий, так и необходимости становления новой философии бизнеса – управления развитием туризма. 

Основные характеристики целей инновационной деятельности в туризме можно свести к следующим положениям. Деятельность туристской организации достаточно разнообразна, поэтому необходимо выделить ключевые пространства, внутри которых устанавливать, по мере необходимости, цели инноваций. Такие пространства дают значительные ориентиры действий. Фундаментом для формирования портфеля инноваций является аналитическая работа по изучению состояния и тенденций развития туристского рынка в целом и активности его участников в частности. Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристских организаций являются: предоставление налоговых льгот инновационно активным организациям; осуществление научно-технической, разумной налоговой и кредитно-финансовой политики; создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристскую отрасль; совершенствование систем амортизационных отчислений; установление приоритетных направлений развития науки. 

Конечной целью инновационной политики является активация развития отечественного туризма. Человеческий ресурс является основой нововведений, гарантом реализуемой в туризме инновационной политики. Инновационная активность туристской организации зависит от развития инновационного предпринимательства, преодоления сопротивления нововведениям. Рынок конкретного нововведения обычно относительно не многочисленен, на нем отсутствуют прямые конкуренты, он малоэластичен. Поэтому функциями и целями инновационного управления в туризме являются: планирование, организация, мотивация, контроль, регулирование и координация. 

Выводы

Путешествия и туризм ежедневно влияют на образ жизни людей. Это заметно и в нашем современном обществе. В передовых туристских компаниях инновации программируются предприятием и являются стандартной составляющей при принятии решения о распределении ресурсов. Компании резервируют значительную часть своего общего бюджета на исследования и развитие. Инновации становятся предсказуемым и контролируемым процессом, который сейчас является объективным и дополнительным фактором производства.

На развитие туризма большое влияние оказывают мотивация и интересы потребителей услуг. Они все чаще характеризуются более тщательным отбором мест, которые туристы хотят посетить в ходе поездок, большим вниманием к различным аспектам туристского обслуживания и его качеству, а также проблемам охраны окружающей среды, традиционным культурам и жизни местного населения. Это приводит к большей сегментации рынка, развитию новых форм туризма, особенно тех, которые знакомят с природой, сельскими районами и культурным достоянием, и включению новых элементов в традиционные программы туристских поездок.

Для рационального использования имеющихся в каждом регионе ресурсов с целью устойчивого развития туризма большое значение приобретают: 

– разработка среднесрочных и долгосрочных программ как составной части комплексного социально-экономического развития региона;

– осуществление планирования развития туристской сферы на основе системного подхода, учитывающего культурные и природные особенности региона; 

– необходимость сохранения культурно-исторического наследия и возможности внедрения инноваций. 

При этом нужна не подгонка местных условий под желания и амбиции достигнуть многого за короткие сроки, а обоснованный и взвешенный план действий по созданию востребованного туристского продукта, отработке системы его реализации, направленной на продвижение туристского продукта, в первую очередь, на внутреннем рынке. Практика показывает, что интересный и привлекательный туристский продукт, разработанный для внутреннего туризма, становится популярным и у иностранных туристов.

Устойчивое и инновационное развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Устойчивое развитие туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга развития туристского рынка и воздействия на окружающую среду, вводя при необходимости соответствующие предупредительные или корректирующие меры (7).

Резюмируя сказанное и оглядываясь на историю, становится ясным, что туристская отрасль всегда была открытой для внедрения различных новшеств, и сегодня настало время для активного инновационного развития, потому как иного пути у туризма нет.