Социально-культурный сервис и туризм

Рассмотренные ранее аспекты взаимодействия сервиса и культуры вместе образуют единство, которое может быть обозначено как культура сервиса — степень совершенства процесса обслуживания, определяемая совокупностью современных технологий производства и продвижения услуг, высокого качества услуг и профессионализма персонала. Объективным итогом сервисной коммуникации оказывается культурный результат: совершенствование окружающего человека мира, развитие коммуникативных качеств и кругозора, культурное обогащение потребителя и исполнителя услуги. Культурные аспекты воздействия сервиса – это влияние, которое сервис оказывает на материальную и духовную сферы жизни людей.

И, наконец, главным аспектом взаимодействия культуры и сервиса можно считать вариант, когда предоставление услуг базируется на социально-культурных технологиях – социально-культурный сервис.

К примеру, в Российской Федерации Государственный стандарт ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», который был введен 01.07.1994, подразделил весь обширный и разнообразный мир услуг по своему функциональному назначению на материальные и социально-культурные услуги (5). 

В Республике Казахстан (в соответствующем стандарте) было предложено определение социально-культурной услуги как «услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности индивида». 

С учетом разъяснений, приведенных в стандартах наших стран в качестве примечаний, можно считать очевидным, что социально-культурные услуги – это услуги культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма. В этом случае предоставление социально-культурных услуг и понималось как социально-культурный сервис. 

Такой подход даёт всей социально-культурной сфере иной поворот, другой ракурс, прежде всего, с позиции удовлетворения социально-культурных потребностей людей, установления сервисных отношений в социально-культурной сфере. Здесь явственно ощущается изменение отношения к культуре, стремление превратить ее в доходную отрасль современной экономики, включить культурное богатство в экономический оборот, в современный стиль жизни. 

В настоящее время перед нами стоит перспективная и трудная задача превратить культурные ресурсы в товары и услуги и научиться продавать их «в розницу и по мелочам», но так, чтобы сохранялась целостность и неисчерпаемость культуры, ее человекотворческий потенциал. 

Сегодня социально-культурный сервис рассматривается в самом широком плане – как социально-культурная среда, предполагающая наличие трех обязательных элементов: 

активных субъектов в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов, носителей специальных социально-культурных технологий; 

самого процесса сервисной деятельности, сервисной коммуникации на всех ее этапах; 

совокупности объективных условий, факторов и возможностей для ее экономической реализации. 

Социально-культурный сервис опирается на осмысление и использование огромного по своим масштабам технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере в предшествующие периоды развития. С самого начала сфера социально-культурного сервиса рассматривалась как имеющая универсальный характер. Она распространяется как на область собственно досуга, свободного времени человека, так и (в отличие от традиционной социально-культурной деятельности) на обширную область профессионально занятого рабочего времени. Это время затрачивается на требующую высокой квалификации деятельность культурного по сути характера в деловой сфере. Тем самым определяется четкий социально-культурный статус большого отряда специалистов-профессионалов, задействованных в многочисленных государственных и негосударственных учреждениях и организациях, предоставляющих нематериальные услуги социально-культурного профиля: консультирование, реферирование, страхование, поддержание связей с общественностью, инжиниринг – перечень можно продолжить. 

На основе сегодняшнего понимания социально-культурный сервис в узком смысле – это реализация социально-культурных услуг, предоставляемых специалистами – носителями соответствующих технологий – на основе платежеспособного спроса. Исходя из этого можно выделить следующие компоненты системы социально-культурного сервиса: деловой, зрелищный, информационный, клубный, музейно-выставочный, образовательный, оздоровительный, празднично-обрядовый, рекреационный, социальный, туристский, физкультурно-спортивный, художественно-конструкторский (6). 

Эти составляющие во втором поколении стандартов дали более двух десятков специализаций по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (7). Однако сегодня вузовские перспективы в изучении социально-культурного сервиса в связи с предстоящим переходом на ГОС третьего поколения несколько сужаются.

В ГОС третьего поколения будет особо подчеркиваться значение компетенций выпускника: бакалавра, специалиста, магистра. Компетенции выступают как сплав знаний и владения технологиями. Это обуславливает необходимость особого внимания к методологическим аспектам подготовки в системе высшего профессионального образования (ВПО) специалиста по сервису в сфере культуры. Основу подготовки такого специалиста должна составить триада: специально-технологическая, сервисная и экономическая подготовка на базе общекультурного развития, причем каждая составляющая из этой триады имеет отчетливо выраженную специфику применительно к сфере социально-культурного сервиса.

Именно по этим причинам есть основания уже сейчас думать о включении компонента социально-культурного сервиса в программу подготовки магистров по направлению «Сервис». Прежние специализации могут быть преобразованы в циклы специальных дисциплин (СДМ) в качестве дисциплин специализации или дисциплин по выбору студента. Поскольку понятие «специализация» в рамках магистерской программы до известной степени сохраняется, возможно и расширенное изучение этих составляющих социально-культурного сервиса, получение магистрантами комплекса компетенций в результате подготовки в указанных направлениях. Перспективные исследовательские проекты, возможности производственной практики, расширение профессиональной ниши для выпускников – вот ориентиры в выборе направления дальнейшего развития подготовки специалистов.

На новом витке индустриально-инновационного развития Казахстана становится еще более важной необхо¬димость поиска гармоничного взаимодействия культурологических, сервисных и экономических сторон социально-культурного сервиса в туризме, создающего базу для совершенствования существующей практики и высшего сервисного образования социально-культурного профиля (8).