Дорожная карта детско-юношеского туризма

20 ноября 2014 года прошло расширенное заседание Республиканского координационного совета директоров организаций дополнительного образования детей туристско-краеведческого направления с участием депутатов Мажилиса парламента РК Е.И. Тарасенко, С.И. Ферхо, А.Т. Бимендиной, Ш.А. Утемисова, гостей из Российской Федерации, в частности президента Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения Д.В. Смирнова и директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения М.М. Бостанжогло, а также представителей туристской общественности и госорганов нашей республики. На заседании совета во исполнение поручения премьер-министра республики К. Масимова были рассмотрены концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма и рекомендации для включения в Дорожную карту развития туристской отрасли.

За многие десятилетия в системе образования Казахстана сложилась и действует система туристско-краеведческой работы. В настоящее время эту деятельность осуществляют 35 станций и центров юных туристов-краеведов, в которых занимаются 19084 школьника. В туристско-краеведческих кружках и объединениях общеобразовательных школ – 35844 школьника, во дворцах и центрах творчества детей – 12192 школьника в возрасте от 7 до 17 лет. 

В целом туристско-краеведческим направлением охвачены 67120 детей, что составляет 2,6% (2004 г. – 1,6%) от общего количества школьников. За последние десять лет наблюдается положительная динамика развития туристско-краеведческого направления (с 9 станций с охватом 5033 ребенка в 2004 г. – до 35 станций (19 084 ребенка) в 2014 г.). 

Проводятся республиканские и областные соревнования, слеты и конкурсы туристско-краеведческой направленности. Юные мастера по спортивному ориентированию и скалолазы Казахстана являются чемпионами и призерами Азии, Европы, мира.

Детский туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Свыше 800 тысяч детей и подростков участвуют в реализации таких программ туристско-краеведческого движения учащихся, как «Атамекен», «Болашақ», «Жас Ұрпақ», «Шұғыла», «Туған елге тағзым» и др. В рамках туристско-краеведческой экспедиции школьников «Менің Отаным – Қазақстан» ежегодно проводятся десятки пеших, лыжных, водных, велосипедных походов, экспедиций и экскурсий, в которых участвуют тысячи юных туристов и их взрослых наставников.

Организуются экскурсии школьников «От достопримечательностей родного края – к святыням Казахстана», начиная от местных природных и исторических памятников до столицы нашей Родины – Астаны. Солидный арсенал различных форм туристско-краеведческой деятельности накопил Западно-Казахстанский областной центр детско-юношеского туризма и экологии. Созданный в 1960 году, к настоящему времени он стал одной из ведущих организаций дополнительного образования Казахстана в этой сфере. Здесь находятся 14 из 35 центров туризма.

Особую популярность получила водная экспедиция школьников «Жайық – Урал», ставшая мощным стержнем экологического движения, объединяющего значительное количество молодежи как Западного Казахстана, так и прилегающих к Уралу и его пойме регионов России.

Одним из эффективных методов решения физического оздоровления, духовного и эстетического развития, познания своей Родины, раскрытия творческого потенциала и совершенствования спортивных достижений является развитие передвижных палаточных лагерей. Ежегодно в республике организуется свыше 1300 профильных юрточных и палаточных лагерей, в которых отдыхают и получают туристские навыки более 140 тысяч детей.

В организациях образования республики работают 7 668 заместителей директоров школ по воспитательной работе, 18 402 педагога дополнительного образования, в том числе 851 педагог туристско-краеведческого направления. 

Однако несмотря на то, что за последние десять лет число организаций дополнительного образования туристского направления в целом увеличилось на 26 единиц, в Акмолинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской и Мангистауской областях они отсутствуют. 

Особую тревогу вызывает техническое состояние зданий, в которых находятся организации детско-юношеского туризма. Морально устарела или полностью утрачена материально-техническая база детских туристских организаций, испытывающих хронический дефицит капитальных вложений. 20 центров расположены в неприспособленных помещениях, у еще 10-и вообще нет собственных помещений, более 50% зданий требуют капитального ремонта. Многие объединения самодеятельного туризма располагаются в общеобразовательных школах, половина из них находятся в Южно-Казахстанской области. 

Система детско-юношеского туризма испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью. Укомплектованность туристским оборудованием по всем объединениям самодеятельного туризма республики составляет около 15%.

Другая серьезная проблема, сдерживающая развитие детско-юношеского туризма, – недостаточное бюджетное финансирование. В Казахстане всего 833 организации дополнительного образования различных видов. Из них 35 – организации детско-юношеского туризма. Финансирование их в 2014 году составило всего лишь 3,2% (753,2 млн тенге) от общего финансирования из местного бюджета организаций дополнительного образования, причем половина денежных средств приходится на заработную плату. Все это негативно сказывается и на мотивации обучающихся и педагогов. Недостаточную поддержку получают одаренные дети, занимающиеся спортивным туризмом.

Назрела необходимость в решении вопроса льготного проезда для организованных групп, обучающихся в летний период, так как основные мероприятия с детьми проходят в это время. Дети из малообеспеченных семей, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, недостаточно охвачены мероприятиями и занятиями туризмом, что осложняет их социальную адаптацию и вызывает дополнительные социальные издержки для общества. Массовый детско-юношеский туризм не должен быть дорогим. В этом вопросе государство может выступить как крупный туроператор или регулировать эти проблемы через различные экономические рычаги.

Нуждается в совершенствовании нормативное и правовое обеспечение системы дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы не в полной мере обеспечивают социальный статус системы, не гарантируют ее сохранение и защиту, ограничивают возможности ее развития. 

Слабо внедряется передовой педагогический опыт по организации детско-юношеского туризма. Недостаточен уровень квалификации педагогов, специалистов, владеющих технологиями туристско-краеведческой направленности. Реализуемые программы профессиональной подготовки и переподготовки слабо отражают основную специфику деятельности этих специалистов. За последние 3 года только 30,8% педагогов смогли повысить уровень своей квалификации по профилю туристско-краеведческого направления.

В новых условиях развития мировой экономики туризм, в том числе и детско-юношеский, становится одним из ведущих и динамично развивающихся направлений. Задачи государственной политики, направленные на физическое и нравственное развитие детей и юношества, приобщение их к духовной культуре своего народа, изучение исторического прошлого страны, не могут быть решены без радикального совершенствования системы детско-юношеского туризма.

В связи с этим участники заседания, обсудив проект Концептуальных подходов, определили наиболее эффективные пути развития туристско-краеведческого направления, в том числе по организации экскурсионных и туристских поездок учащихся общеобразовательных школ, и выработали рекомендации для Министерства образования и науки РК, Министерства по инвестициям и развитию РК, Министерства национальной экономики РК, местных исполнительных органов, а также для членов Республиканского координационного совета и руководителей станций и центров юных туристов.

По мнению участников заседания,  реализация Концептуальных подходов будет способствовать повышению привлекательности республиканской туристской экспедиции учащейся молодёжи «Менің Отаным – Қазақстан», обеспечит реализацию основных аспектов развития инфраструктуры, создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки программы развития детско-юношеского туризма и отрасли в целом.