Туризм – ключевой фактор экономики

Как показали проведённые исследования, сегодня на сектор путешествий и туризма приходится одно из 11-и рабочих мест в мире, что доказывает устойчивость этой отрасли даже во время глобального экономического спада и превращает ее в ключевой фактор высокоэффективной диверсифицированной экономики для развивающихся стран. 

Согласно Барометру международного туризма ЮНВТО, в течение первых восьми месяцев 2014 г. число международных туристских прибытий по всему миру увеличилось на 5%. Количество международных туристов (ночующих посетителей), путешествовавших по миру с января по август 2014 г., достигло 781 миллиона, что на 36 миллионов больше, чем за тот же период 2013 г. Увеличение составило 5%. Таким образом, международный туризм продолжил рост, заметно превысив долгосрочный прогноз ЮНВТО на период 2010–2020 гг. (+3,8%). 

В пиковые месяцы – июнь, июль и август – на которые приходится порядка трети общегодовых показателей, рост составил 4% по сравнению с соответствующими месяцами 2013 г.

«Рост международного туризма продолжает превосходить ожидания, несмотря на возрастающие глобальные трудности», – отметил генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи. – Однако усугубляющаяся геополитическая нестабильность и тот факт, что глобальная экономика проявляет тенденцию к более слабому и неравномерному росту, требуют нашего внимания» [1].

Что касается вспышки лихорадки Эболы, то, по заявлению ЮНВТО, еще не наступило время для того, чтобы в полной мере оценить воздействие этого фактора на развитие туризма. В данный момент пока не ожидается значительных последствий для сектора путешествий в глобальном масштабе. Международный туризм в странах с массовым распространением вируса (Либерия, Гвинея и Сьерра-Леоне) сегодня составляет менее 1% от международных прибытий в африканские турцентры. Не было также зарегистрировано значительного числа отмененных поездок, хотя некоторое снижение бронирования все же наблюдается. 

Американский континент возглавляет рост международных прибытий в 2014 г. (+8%), отталкиваясь при этом от невысоких прошлогодних результатов. Все четыре субрегиона – Северная Америка, Карибский пегион, Центральная Америка и Южная Америка – удвоили показатели роста, зарегистрированные в 2013 г.

Международные прибытия в Азиатско-Тихоокеанский регион выросли на 5%, что говорит о консолидации роста, наблюдающегося в последние годы. Лидируют в этом процессе Южная Азия (+8%) и Северо-Восточная Азия (+7%), за которыми следует Океания (+6%). С другой стороны, рост прибытий в Юго-Восточной Азии (+2%) снизился по сравнению с выдающимися результатами, отмеченными в 2012 и 2013 гг.

В Европе, наиболее посещаемом регионе мира, рост международных туристских прибытий составил 4%, при этом выдающиеся результаты показали Северная Европа и Южная средиземноморская Европа (+7% по каждому субрегиону). Однако в Западной Европе (+3%) рост шел более скромными темпами, а в Центральной и Восточной Европе наблюдалась стагнация (–1%).

В Африке число международных туристов выросло на 3%, при этом Северная Африка подтвердила тенденцию к восстановлению турпотоков (+4%). В странах Африки южнее Сахары рост прибытий составил 3%. Такой же рост показал Ближний Восток, хотя об этом следует говорить с определенной осторожностью из-за ограниченности доступных данных.

Китай укрепляет свои позиции как лидирующий рынок выездного туризма. Среди 10 ведущих рынков выездного туризма в мире именно здесь, согласно данным о расходах за первые шесть-девять месяцев 2014 г., наблюдался самый высокий рост (+16%). Значительное увеличение было отмечено также во Франции (+10%), Италии (+8%), Соединенных Штатах Америки (+6%), Бразилии (+5%) и России (+4%). Среди 25 ведущих рынков выездного туризма с точки зрения расходов наиболее высокий рост достиг в Индии (+31%), Норвегии (+22%), Швеции (+12%), Тайване (+11%) и Южной Корее (+10%). 

Согласно статистическим данным, на Казахстан, обладающий богатым туристским потенциалом, приходится менее 1% мировых туристских прибытий. В настоящее время страна является донором мирового туристского рынка. Так, в 2012 г. Казахстан направил в другие страны 373,4 тыс. туристов, а в 2013 г. их количество увеличилось на 11,2%. Такая ситуация приводит к отрицательному сальдо платежного баланса республики по статье «туристские услуги» [2]. Ежегодно казахстанские туристы вывозят из страны 1–1,8 млрд долларов США, в то время как зарубежные туристы ввозят в страну не более 1,3 млрд долларов США.

Вклад туризма в национальную добавленную стоимость в 2011 г. составил 1,3 % от ВВП, т.е. 364,1 млрд тенге, что значительно ниже, чем в развитых странах. Необходимо заметить, что валовая добавленная стоимость, создаваемая туризмом, ежегодно увеличивается. При этом ее доля в ВВП за 2007–2011 гг. не превышала 1,6 %, что говорит о незначительном вкладе туризма в экономику страны [3] (табл. 1).

 Итоги 2013 года выявили тенденцию увеличения туристских потоков. Количество туристов, посетивших Казахстан, увеличилось по сравнению с 2012 годом на 11,1% и составило 6 841,1 тыс. человек. На 10,7% возрос поток по внутреннему туризму – до 3 524,1 тыс. человек. 

Количество гостиничных объектов составило 1 678 единиц, в них насчитывалось 41 197 номеров, при этом единовременная вместимость составляла 92 053 койко-мест. Было обслужено 3 307,8 тыс. человек и оказано услуг на сумму 59 714,2 млн тенге. Объем услуг мест размещения (без учета услуг ресторанов) в сопоставимых ценах увеличился в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 11,6% [4].

Итоги первого полугодия 2014 г. также частично подтверждают положительную динамику развития основных показателей туристской отрасли. Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, за шесть месяцев т. г. наблюдается увеличение количества посетителей въездного и внутреннего туризма по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,3% и 15,4% – соответственно 3 217,9 тыс. человек и 1 928,2 тыс. человек. Количество предприятий размещения составило 1 869 единицы, ими было обслужено 1 749,9 тыс. человек. 

В целях реализации государственной политики по развитию туристской отрасли, весной 2014 года постановлением Правительства РК была принята Концепция развития туристской отрасли Казахстана до 2020 года. По поручению премьер-министра от 21 июля 2014 года разработан проект Дорожной карты по развитию туристской отрасли до 2020 года, предусмотренной указанной концепцией.

Целью Дорожной карты является устойчивое развитие индустрии туризма путем совершенствования законодательных актов, упрощения административных формальностей, повышения осведомленности о туристских возможностях страны за рубежом, развития внутреннего и детско-юношеского туризма. 

В соответствии с концепцией туризм в Казахстане станет четырехсезонным, разновекторным и отвечающим требованиям времени. Новый форсированный сценарий развития туризма позволит через 6 лет создать 550 тыс. рабочих мест и привлечь в Казахстан 8,2 млн туристов. 

Согласно концепции, уполномоченное министерство будет активно привлекать туристов в Алматы и Астану. Последняя станет главным туристским центром страны. В Мангистауской области планируется развивать пляжный туризм. Туристские кластеры будут сформированы на базе уникальных природных и туристско-рекреационных ресурсов Алматинской, Акмолинской (в т.ч. развитие ЩБКЗ) и Восточно-Казахстанской областей. Для привлечения туристов предполагается также использовать казахстанский участок Великого шёлкового пути, богатое культурное и историческое наследие Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кзылординской и Актюбинской областей. Стоимость программы составит около 10 млрд долларов. При этом около 70% инвестиций поступят от зарубежных инвесторов [5]. 

В целом уже сейчас можно говорить о положительных тенденциях развития международного туризма в стране. Формированию въездного туристского потока и продвижению Казахстана как привлекательного туристского направления послужит и проведение в стране двух крупнейших международных событий: выставки ЭКСПО-2017 в Астане и XXVIII Всемирной зимней универсиады в Алматы.

Однако реализация первоочередных мер, предусмотренных Дорожной картой развития туризма, не может быть реализована в короткие сроки. Существует большое количество проблем, требующих постоянного внимания, последовательных действий, заинтересованной государственной и финансовой поддержки. Хочется надеяться, что все инициативы и запланированные реформы станут результативными, а уровень развития туристской отрасли РК в скором времени будет соответствовать её потенциальным возможностям.