Туристский бизнес регионов

5 февраля в Ставрополе состоялась международная научно-практическая конференция «Форсайт Россия: реиндустриализация и человеческие качества как драйверы социального и экономического развития». В рамках конференции прошел телемост Россия –Казахстан, где также обсуждались вопросы развития туристского бизнеса. И это не случайно, ведь в настоящее время Россия так же, как Казахстан, переживает самое глубокое за последние годы сокращение экспортной выручки, связанное со снижением цен на нефть, что негативно отражается на социально-экономическом развитии. 

В Казахстане среди антикризисных мер по диверсификации отечественной экономики наиболее реальной среди прочих является развитие отечественной туристской индустрии. Правительство страны, выстраивая приоритеты экономического развития, возлагает большие надежды на сферу туризма, имеющего для других отраслей экономики ощутимый мультипликативный эффект. В регионах Казахстана так же, как и в Ставропольском крае Российской Федерации, развитие туристского бизнеса должно стать   одним из универсальных драйверов или эффективной программой социального и экономического развития регионов.

Общеизвестно, что туристско-рекреационный потенциал Ставрополья находится на четвертом месте в России, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу и Краснодарскому краю. По оценкам специалистов Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Южному федеральному округу, в состав которого входит Ставропольский край, присвоен самый высокий рейтинг туристского потенциала, который составляет 79,2%. 

Регион Кавказских Минеральных Вод по потенциалу курортных ресурсов значительно превосходит мировой аналог – Карловы Вары. Это относится как к количеству источников, разнообразию их состава, так и бальнеологической ценности. Кроме того, Ставропольский край – это не только уникальная здравница, но и район, где развиваются почти все виды туризма.

Однако, согласно данным ЮНВТО и результатам исследований российских учёных, наряду с сильными аспектами развития туризма, имеются и слабые стороны, которые характерны и для многих областей Казахстана. Это:

  • отсутствие эффективных туристских событий и компаний, ориентированных на продвижение и реализацию собственного туристского продукта;
  • недостаточная привлекательность проектов и предложений по организации новых туров, экскурсий и маршрутов, позволяющих конкурировать с мировыми туристскими брендами;
  • проблемы развития детско-юношеского туризма, доступность туристского продукта для школьников, студентов и молодежи. 

Рассчитываем, что для многих регионов Казахстана и Ставропольского края их положительное решение может быть возможным, если широко использовать потенциал Евразийского экономического союза.

За прошедший год число поездок в Россию и страны СНГ у туристов ЕЭС, путешествующих самостоятельно, выросло на 20%.

I. Заслуживает всяческой поддержки инициатива Беларуси возродить добрую традицию проводить ежегодные ярмарки по обмену туристскими путёвками между республиками, чтобы у каждой из стран вновь появилась возможность доступного и разнообразного отдыха. Первый шаг в данном направлении уже сделан: 18 января т.г. в Минске представители профсоюзного туризма из Беларуси, России, Грузии, Казахстана, Узбекистана и Молдовы  подписали совместное коммюнике.

II. Рассчитываем, что создание ЕЭС поможет нам в реализации совместных международных туристских проектов. Один из самых привлекательных и предварительно согласованный с Россией, Ираном, Азербайджаном и Туркменией – проект по организации международного круиза «Каспий – море дружбы». 

Научно доказано, что Великий шёлковый путь тесно переплетается со средневековой историей Казахстана и Ставропольского края. Сегодня у нас немало предложений для увлекательных туристских путешествий по древней караванной дороге.

С 2003 года действует специализированный туристский поезд «Жемчужина Шелкового пути», который проходит по территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Этот маршрут предполагается довести на западе до Ирана, а на востоке – до Китая. Одним из направлений этого маршрута могла бы стать Россия и Ставропольский край.

Перечисленные проекты развития туризма на Шёлковом пути уже сейчас пользуются спросом, а с развитием транспортной магистрали «Западная Европа – Западный Китай» будут ещё более привлекательными и доступными.

III. В ближайшей перспективе детский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в странах ЕЭС. Этому в полной мере отвечает проводимая в Казахстане Республиканская туристская экспедиция учащейся молодёжи «Моя Родина – Казахстан». Она проводится по трём номинациям: туристско-краеведческий, экологический и спортивный туризм, позволяя приобщить к туристским походам значительную часть учащейся молодёжи. 

Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: во-первых, детский туризм – это преимущественно групповые туры; во-вторых, ритмичность повторения поездок из года в год значительно облегчает планирование бизнеса. Вклад детского туризма в социальное развитие страны очень значителен, так как является важным способом социализации личности, передачи новому поколению опыта и наследия, формирования нравственного оздоровления и культурного развития нации. 

Подводя итоги сказанному, участники конференции выразили общее пожелание уделять особое внимание активизации совместной деятельности в рамках ЕЭС, что позволит: 

  • обеспечить гармонизацию действующего законодательства в сфере туризма, решить вопросы по упрощению административных процедур для повышения качества организации путешествий;
  • значительно расширить возможности в реализации совместных турпроектов;
  • создать единую систему туробъектов наших стран для разработки конкурентоспособных турпродуктов;
  • развивать культурно-познавательный туризм с посещением привлекательных природных, исторических и культурных объектов, отнесённых ЮНЕСКО к памятникам мирового наследия;
  • совершенствовать образовательные стандарты и обучающие программы, а также вопросы связанные с переподготовкой и стажировкой наших специалистов.