Туризм – стратегическое направление развития страны

В последний месяц уходящего года заметно активизировалась деятельность общественно-политических и государственных органов в поиске наиболее оптимальных и перспективных направлений развития туризма в нашей стране. Достаточно отметить, что в составе Министерства культуры и спорта РК создан Комитет индустрии туризма, образовано АО «Национальная компания «Kazakh Tourism». 

5.12.2017 

Центр политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан» провёл заседание экспертного клуба «Зерде» на тему «Туризм как стратегическое направление развития  Казахстана». На нём были представлены руководство центрального аппарата партии «Нұр Отан», депутаты парламента, представители республиканской и региональных туристских администраций, ассоциаций и общественных туристских организаций, науки и образования в сфере туризма. 

В приветственном слове и рекомендациях Фархада Куанганова, секретаря партии «Нұр Отан», прозвучала инициатива о формировании ста привлекательных национальных туристских продуктов с учётом международного опыта, а также  региональных особенностей республики в обеспечении единообразного подхода к созданию инфраструктуры для внутреннего туризма. В выступлении Ерлана Кожагапанова, вице-министра культуры и спорта РК, была дана современная оценка состояния и обозначены перспективы развития  туристской отрасли на ближайший период. 

Председатель правления АО «Национальная компания «Kazakh Tourism» Рашид Кузембаев заострил своё внимание на казахстанском туристском продукте, вопросах его формирования и продвижения. Предложения по развитию отрасли от руководителей Казахстанской туристской ассоциации Р. А. Асанбаевой и Р. Р. Шайкеновой, экспертов Т. Ералиева и А. Отарбай, директора туристского информационного центра г. Алматы А. Нуркебаевой, директора РПП «Атамекен» по Акмолинской области К. А. Султанова и профессора университета «Туран-Астана» д. п. н. Е. С. Никитинского вошли в рекомендации для рассмотрения вопроса о состоянии и развитии внутреннего туризма в Парламенте РК.

6.12.2017

В Мажилисе Парламента РК под председательством Ш. А. Утемисова состоялось совместное заседание Социального совета при фракции партии «Нұр Отан» и Комитета по социально-культурному развитию по вопросу «О состоянии внутреннего туризма: проблемы и перспективы».

В ходе обсуждения (модератор – член Социального совета при фракции «Нұр Отан» П. О. Казанцев) были проведены четыре секции:

  • Проблемные вопросы законодательного обеспечения развития сферы внутреннего туризма.
  • Продукты и проекты для внутреннего туризма.
  • Инфраструктура внутреннего туризма.
  • Кадровое обеспечение внутреннего туризма.

На Совете было обсуждено большое количество проблемных вопросов, звучала критика, высказывались мнения и вносились конструктивные предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере туризма, формированию и продвижению национального туристского продукта, развитию туристской инфраструктуры, решению проблем, связанных с развитием молодёжного, детско-юношеского туризма и подготовки туристских кадров. Выступали эксперты, ученые, практики, общественники, представители туристского рынка с предложениями по совершенствованию государственного участия в индустриально-инновационном, устойчивом развитии туристской отрасли. При подведении итогов были выделены системные проблемные вопросы. В частности, если проанализировать деятельность Национальной туристской администрации РК начиная с 2000 года по настоящее время, можно сделать вывод: сдерживание темпов развития отечественного туризма во многом страдает из-за отсутствия эффективных программ развития туристской индустрии.

Из всех решений, принятых постановлениями Правительства РК, включая концепции и программы, реализована только одна из трёх концепций развития туризма; выполнена одна среднесрочная программа развития туристской отрасли на 2003–2005 годы из трёх принятых постановлениями Правительства.

Не были реализованы они в силу того, что были поставлены на утрату, либо по другим причинам. Это в определённой степени также связано с частыми реорганизациями государственного уполномоченного органа в сфере туризма, изменениями его статуса, непрекращающимся процессом реформирования как центрального аппарата, так и региональных структур. Передачи его из одного ведомства в другое, частой сменяемости кадров, необеспеченностью в бюджетном финансировании туристских мероприятий и приоритетных туристских проектов.

Более того, отсутствие эффективных государственных программ очень серьёзно сдерживает развитие отрасли. Об этом свидетельствуют итоги туристской деятельности за период с 2005 по 2016 годы. Статистика основных показателей туристской отрасли выглядит следующим образом:

  • если въездной туризм в  2000 г. составил 1,6 млн человек, то в ходе реализации программы в 2003–2005 гг. Казахстан посетили уже 4,4 млн туристов, а в 2016 г. (спустя 11 лет) без государственных программ развития поток увеличился лишь до 6,5 млн человек;
  • внутренний туризм в 2000 г. составлял 941 тыс. человек, в 2005 г. по итогам реализации программы составил 3,3 млн туристов, а в 2016 г. вырос всего до 4,6 млн человек;
  • если в 2000 г. выездной туризм составлял 1,2 млн человек, то в 2005 г. – 2,4 млн человек, а в 2016 г. за рубеж выехало 9,7 млн казахстанцев.
  • Налицо отрицательное сальдо, отсутствие баланса, нежелательное увеличение разрыва в количественных показателях между въездным и выездным туризмом. Доля отрасли туризма в валовом внутреннем продукте страны в 2000 году составляла 0,02%. Вклад туризма в ВВП страны в
  • 2005 г. по итогам реализации программы уже составил 1,3%, в 2010 г. – 1,8%, а в 2016 г. (спустя шесть лет) данный показатель вырос лишь до 1,9%.
  • До настоящего времени не исполнена статья 14 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан» по созданию Республиканского туристского информационного центра. Вместе с тем центр должен быть создан. Он крайне необходим стране для успешного решения вопросов развития ИТ-технологий в туризме, создания объединённых центров совместных программных средств в регионах. Его организация послужит туристскому бизнесу при создании единого информационного портала, республиканской интерактивной распределительной системы бронирования и продажи туристских услуг вначале для Казахстана, а затем, возможно, и для Евразийского экономического союза. Информационный центр создаст возможность: 
  • появления новых информационных технологий;
  • немедленного доступа потребителя к обширной и глубокой информации о любом национальном туристском продукте;
  • предоставления исчерпывающей информации и услуг бронирования большому числу потребителей по сравнительно низким ценам;
  • обеспечения туристских предприятий прямым доступом к потенциальному потребителю;
  • стабильного роста количества посетителей web-сайтов, посвящённых туризму, и увеличения объёма продаж туруслуг.

Существует необходимость создания туристских информационных центров в оставшихся 10 регионах (Павлодарской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Жамбылской, Кызылординской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской областях). 

На наш взгляд, предложенный вариант «Плана мероприятий по реализации Концепции развития туристской отрасли РК до 2023 года» на 2017– 2019 годы (1 этап) требует пересмотра и серьёзной доработки. Необходимо разработать государственную программу устойчивого развития туризма, исключив из неё мелкие и второстепенные  вопросы. Это должен быть хорошо продуманный стратегический документ индустриально-инновационного развития отрасли на  предстоящий период.

По результатам совместного заседания Социального совета при фракции партии «Нұр Отан» и Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК были приняты рекомендации: 

I. Правительству РК:

1. Внести коррективы в «Концепцию развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года» с учетом прикладных задач в сфере туризма, поставленных в программной статье Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

2. Ускорить принятие «Плана мероприятий по реализации Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года» на 2017–2019 годы (1 этап), предусмотрев единообразный подход в разрезе регионов и кластеров к созданию инфраструктуры для внутреннего туризма, а также современных туристских продуктов с учетом особенностей регионов.

3. Принять исчерпывающие меры по выполнению 86, 87 шагов «Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», а также 57 шага – «Плана по привлечению стратегических (якорных) инвесторов, имеющих успешный опыт создания туристских кластеров».

4. Рассмотреть возможность создания карты перспективного размещения объектов, определённых в перечнях проектов Программы «Рухани жаңғыру», с привязкой к объектам инфраструктуры рынка туристских услуг.

5. Разработать комплекс мер, направленных на проведение мониторинга материально-технического состояния имеющихся объектов инфраструктуры для внутреннего туризма и определение потребностей в строительстве или создании недостающих объектов.

6. Принять стимулирующие меры для широкого внедрения государственно-частного партнерства с целью создания новых или развития существующих объектов и продуктов для внутреннего туризма.

7. Пересмотреть в сторону увеличения представленные в туристской отрасли виды экономической деятельности с целью объективного учета статистики и роста инвестиций в сферу внутреннего туризма.

8. Пересмотреть пороговые значения для инвестиционных проектов в сторону их снижения для возможности максимального вовлечения в проектную деятельность субъектов малого и среднего бизнеса.

9. Отработать механизмы координации и синхронизации процессов планирования, проектирования и межбюджетных отношений по комплексным проектам, в том числе на межрегиональном уровне.

10. Обеспечить институциональное оформление туризма как экономической отрасли и включить его в число приоритетных отраслей экономики.

11. Разработать комплексные меры для проведения системных научно-прикладных исследований, выработки программных и иных документов и проектов, в том числе типовых, по освоению новых рекреационных зон, строительству предприятий курортно-туристской направленности и туристской инфраструктуры, разработки рекомендаций по созданию  новых форм и форматов туризма: туристских поездов, теплоходов, национальных туристских маршрутов и т. д.

II. Министерству культуры и спорта РК:

1. Обобщить опыт туристских проектов и мероприятий в рамках международной выставки «Экспо-2017» с целью его использования для дальнейшего развития отечественного туризма.

2. Принять меры по созданию туристских продуктов и соответствующей инфраструктуры для посещения святынь культурно-географического пояса Казахстана.

3. Вовлечь в работу по реализации проекта «Сакральная география Казахстана» широкий круг ученых-экспертов, известных казахстанских и зарубежных специалистов, компетентных общественных организаций.

4. Разработать проекты дорожных карт развития внутреннего туризма в разрезе направлений, регионов и туристских кластеров.   

5. Оказать методическую и практическую помощь местным исполнительным органам по созданию региональных карт сакральных мест.

6. Рассмотреть вопрос восстановления почетного знака/значка «Путешественник Казахстана» нескольких степеней для вручения казахстанцам, выполнившим соответствующие программы по активному массовому туризму.

7. Рассмотреть вопрос о разработке и утверждении «Положения о тренерах-инструкторах спортивного туризма Республики Казахстан».

8. Активизировать системную работу по привлечению инвестиций в туристскую отрасль и продвижению туризма на целевых для Казахстана рынках, своевременно актуализировать базы данных инвестиционных проектов внутреннего туризма, оказывать содействие в их реализации. 

III. Министерству культуры и спорта РК: 

1. Совместно с Министерством информации и коммуникаций РК обеспечить надлежащую информационную и разъяснительную работу для населения Казахстана о возможностях внутреннего туризма страны. Ускорить завершение работ по созданию виртуальной карты Казахстана. Увеличить количество телевикторин, реалити-шоу, тематических и других телевизионных проектов.

2. С Министерством образования и науки РК принять меры: 

  • по повышению квалификации работников сферы туризма, а также по подготовке специалистов среднего звена для нужд внутреннего туризма;
  • вовлечению молодежи и особенно студенческого сообщества в создание туристских продуктов для нужд внутреннего туризма через проведение конкурсов, олимпиад, выставок и иных форм активного вовлечения населения в творческий и предпринимательский процессы.

3. С Министерством сельского хозяйства РК принять меры по использованию возможностей лесных и водных природных территорий страны для создания современных туристских продуктов. Создать при национальных парках координационные советы по развитию внутреннего туризма в целом и экологического в частности.

4. С Министерством национальной экономики РК изучить вопрос целесо-

образности введения временных налоговых льгот для отечественных предпринимателей в рамках туристского благоустройства объектов внутреннего туризма, в том числе вошедших в проект «Сакральная география Казахстана».

5. С Министерством по инвестициям и развитию РК: 

рассмотреть возможность развития лоукостеров на внутренних авиамаршрутах, в том числе внести изменения в нормативно-правовые акты по определению правового статуса и понятия «лоукостер»; 

изучить вопрос законодательного определения понятия «придорожного сервиса», являющегося системной основой для развития внутреннего туризма. 

IV. Министерству образования и науки:

1. Изучить возможность увеличения количества государственных грантов для подготовки докторов PhD по специальности «Туризм».

2. Рассмотреть возможность утверждения учебной программы туристско-спортивной подготовки студентов в качестве обязательной для всех высших учебных заведений, имеющих специальность «Туризм». 

V. Местным исполнительным органам:

1. Принять меры для наиболее полного обеспечения запросов населения регионов по оказанию качественных услуг в сфере внутреннего туризма.

2. В программах патриотического воспитания молодёжи предусмотреть вопросы её вовлечения в активные виды туризма. 

7.12.2017

В Астане АО «Национальная компания «Kazakh Tourizm» при поддержке Министерства культуры и спорта РК провела республиканскую конференцию «Казахстанский туристский продукт: вопросы формирования и продвижения». В конференции приняли участие заинтересованные государственные органы, национальные компании, институты развития, отраслевые ассоциации, представители высших учебных заведений, готовящих специалистов по специальности «Туризм», предприниматели и другие субъекты туристской отрасли.

В ходе конференции были проведены панельные сессии по темам «Механизмы и возможности привлечения инвестиций для реализации проектов в туристской отрасли», а также «Проблемы и возможности государственно-частного партнёрства» для устойчивого развития туризма. 

С презентацией программы АО «Национальная компания «Kazakh Tourizm» выступил председатель правления Рашид Кузембаев, рассказавший также о механизме взаимодействия с участниками туристского рынка. 

В свою очередь менеджер по Восточной Европе, Африке и Центральной Азии компании «Trip Advisor» Чад Шивер поделился своими исследованиями о ежегодном росте просмотра казахстанского контента на «Trip Advisor» (в разрезе стран), особенно в период проведения выставки «Экспо-2017». 

Всестороннему анализу развития туризма в Казахстане, а также возможностям и успешному применению международного опыта в сфере туризма посвятили свои выступления Урc Бингели, старший эксперт в Швейцарии, и Йохен Бербнер, управляющий партнер казахстанского офиса компании «McKinsey & Company». 

Вторая панельная сессия открылась презентацией А. Утембаева, председателя правления ТОО  «Kazakhstan project preparation fund» (дочерней компании НУХ «Байтерек»), о деятельности фонда и повышения инвестиционной привлекательности проектов развития в Казахстане. 

Эту тему продолжили председатель Комитета по ГЧП и саморегулированию Национальной палаты здравоохранения РК Арман Тлеубаев и управляющий директор Международного финансового центра «Астана» Саясат Нурбек, раскрыв потенциал и возможности применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе для реализации инвестиционных проектов и развития сферы туризма. 

В ходе работы конференции были подписаны меморандумы о сотрудничестве между АО «Национальная компания «Kazakh Tourism» и российской компанией «Profi.Travel» по цифровизации отрасли туризма, а также с компанией «Chinese Friendly Kazakhstan» по продвижению казахстанского турпродукта в Китае. В ходе состоявшихся обсуждений участники конференции выразили единое мнение о важности проведенных презентаций, обмена опытом и полученных рекомендаций для формирования конкурентоспособного туристского продукта и устойчивого развития отечественного туризма.