Китайский дракон проинспектировал KITF

Те из жителей Алматы, кто ранним утром 19 апреля пришел на ежегодную международную выставку «Туризм и путешествия» (KITF), проводимую традиционно в выставочном комплексе «Атакент», мог наблюдать необычную картину. Над сотнями ярко оформленных стендов и снующих толп посетителей важно проплывал сверкающий огнями огромный дракон, залетевший сюда прямиком из Поднебесной. Явление главного символа китайской культуры, воплощающего светлое начало ян, было неслучайно: 2017-й год, согласно решению глав государств Китая и Казахстана, объявлен Годом туризма Китая в Казахстане. Вот потому-то и прибыл в наши края грозный гость, впрочем в душе вполне миролюбивый. 

По этой же причине на официальной церемонии открытия выставки, наряду с акимом Алматы Бауыржаном Байбеком и министром культуры и спорта РК Арыстанбеком Мухамедиулы, выступил и заместитель руководителя государственного управления по делам туризма КНР Ду Цзян, который подчеркнул, что «дружественное общение между народами наших стран уходит своими корнями в далекое прошлое, когда более двух тысяч лет назад был проложен Шелковый путь между Востоком и Западом, тесно связавший наши нации. А в сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу по строительству нового экономического пояса Шелкового пути, включающего и территории Казахстана. Всё это делает древний маршрут привлекательным в глазах как деловой и политической элиты, так и обычных туристов всего мира».

Сама же выставка, организованная в 17-й раз подряд компаниями Iteca (Казахстан) и ITE Group Plc (Великобритания), собрала под своими сводами более 500 участников из 30 стран, в число которых вошли ведущие отечественные и зарубежные туроператоры, авиакомпании, отели, санаторно-курортные и оздоровительные комплексы. Многие государства были представлены национальными стендами, благодаря чему на KITF торжествовала главная идея глобализации – стирание границ: Доминиканская республика здесь соседствовала с Таиландом, эмират Шарджа из ОАЭ уютно расположился под боком у Южной Кореи, а марокканцы с интересом разглядывали своих новых соседей из казахстанских регионов.

Если говорить о казахстанской составляющей выставки, то всеобщее внимание привлек новый стенд Алматинского региона, который отметили даже профи мирового туризма. Вот что, например, рассказала, комментируя итоги выставки, директор представительства министерства туризма Доминиканской республики в Турции, странах Ближнего Востока и Центральной Азии Александра Стрельцова:

– Сама выставка – безусловно, одно из главных событий на туристическом рынке всей Центральной Азии, хорошо передающее местный колорит. Очень приятно было видеть яркий, необычный, с сочными цветами стенд Алматы. Мы располагались неподалеку, и я могла наблюдать, как активно там шла работа, предлагались разнообразные блюда, отражающие характер казахской кухни. И для меня как профессионала было очевидно, что разработан очень хороший концепт и стратегия для привлечения туристов.

На KITF мы участвуем уже четвертый год подряд и всегда привозим с собой партнеров – доминиканские отели и туристические компании. В этом году на нашем стенде активно трудились один из ведущих принимающих туроператоров, два классических пятизвездочных отеля, работающих по системе All inclusive  («всё включено»), а также впервые вышедший на казахстанский рынок бутик-отель с эксклюзивными номерами и индивидуальным подходом к клиенту. Традиционно в рамках выставки мы провели семинар «Доминиканская Республика – все краски вашей мечты!», в котором в этом году приняли участие более 80 агентств – даже больше, чем мы ожидали. Вообще, казахстанский рынок всегда очень хорошо отвечает: в прошлом году мы установили новый рекорд: из Казахстана к нам приехало около 8 тысяч туристов, а ведь совсем недавно мы начинали с нескольких сотен.

Кстати, гости из Доминиканской республики продемонстрировали еще и завидную фантазию, воссоздав на стенде миниполе для игры в гольф. Это даже вызвало небольшой ажиотаж среди посетителей, так как всем попавшим шариком в заветную лунку предлагали в качестве награды легендарный напиток конкистадоров и пиратов – доминиканский ром.

А вот хорошо знакомое на всем постсоветском пространстве грузинское вино гостям выставки предлагали продегустировать представители древней земли Сакартвело. За бокалом красного сухого мы и поговорили с Дарьей Холодилиной из Национальной администрации туризма Грузии.

– Мы представляем министерство экономики страны и приехали на выставку с 23 компаниями (а желающих было еще больше, но уже не было возможности поместить всех на свой отнюдь не маленький стенд). Помимо крупных отелей и ведущих туроператоров, представлены курорты Саирме и Лопота, а также несколько муниципалитетов и региональных администраций, в том числе Аджарии и Имеретии. Эти регионы сейчас переживают туристический бум благодаря тому, что открылось много новых лоукостеров, летающих в эти места. 

Казахстан у нас всегда был в ТОП-15, и мы рады, что вашим туристам интересна наша страна. Это подтверждает и нынешняя выставка: посетителей было даже больше, чем в прошлом году. Недавно мы запустили рекламную кампанию на телевидении: наш ролик будет в ротации на центральных казахстанских каналах. Это поможет поднять интерес к Грузии, ведь за годы независимости наша страна очень сильно изменилась, и мы можем предложить гораздо больше, чем стереотипное «солнце, море, генацвали». 

Впечатления от KITF очень хорошие – на фоне других региональных выставок обращает внимание большой интерес к ней со стороны местных турагентств и простых жителей. Я была две недели назад на аналогичной выставке в Азербайджане – там все скромнее.

Возвращаясь же к казахстанским участникам, в частности к регионам республики, как всегда приятно было наблюдать за слаженной работой акмолинской делегации. Возглавлявший ее руководитель Управления туризма Акмолинской области Шынарбек Батырханов подчеркнул связь нынешней выставки с предстоящим проведением в Астане ЭКСПО-2017:

– Все мероприятия, проходящие сегодня в сфере туризма, направлены на подготовку и достойное проведение ЭКСПО – события поистине планетарного масштаба, благодаря которому Казахстан притягивает к себе лучшие технологии в сфере ресурсосбережений. Ведь тематика ЭКСПО –  «Энергия будущего» – необычайно актуальна. Вот и мы привезли на KITF самые свежие турпродукты, разработанные специально для участников и гостей ЭКСПО, а наша выставочная экспозиция включает около 100 лучших объектов Акмолинской области из 300 имеющихся. 

Мы только в летний период принимаем более полумиллиона туристов, при этом пиковый сезон практически совпадает со сроками проведения ЭКСПО (10 июня – 10 сентября). И хотя из-за этого у нас не будет больших возможностей для приема гостей ЭКСПО (а ведь многие захотят хотя бы одним глазком посмотреть, что такое жемчужина Казахстана – курорт Бурабай), тем не менее специально для них мы резервируем до 20% мест размещения в Щучинско-Боровской курортной зоне, а в те семь основных турпакетов, которые мы разработали для ЭКСПО, вошли более 30 лучших маршрутов нашего региона. И сегодня презентационные материалы об этих продуктах разлетаются как горячие пирожки. 

Что касается KITF, уже за неполные два дня у нас состоялось более 200 контактов с различными туркомпаниями Казахстана и зарубежья. Это внушительная цифра, позволяющая надеяться на то, что интерес  и к нашей области с уникальными рекреационными возможностями, и в целом к Казахстану как туристской дестинации в центрально-азиатском регионе с каждым годом будет возрастать. 

Что ж, полетав по павильонам выставки над странами и регионами, понаблюдав за работой своих новых подданных, огнедышащий китайский визитер утвердил итоговый вердикт: несмотря на непростые экономические обстоятельства и сложные политические события на планете, казахстанский туризм не сдается и сдаваться не намерен, а активно ищет свое достойное место на мировом туристическом рынке. И, значит, намерен победить!