Туристические приоритеты АСЕАН

С 22 по 26 января нынешнего года в «северной столице» Таиланда – Чиангмае – состоялся 37-й Туристический форум стран-членов АСЕАН (ATF) – крупнейшее во всей Юго-Восточной Азии ежегодное событие в сфере туризма. Благодаря любезному приглашению Московского офиса Туристического управления Таиланда (ТАТ) на нем побывал и наш специальный корреспондент.

Северные ворота страны

Чиангмай был выбран местом проведения форума неслучайно. Это второй по значению город в стране и центр всего северного Таиланда – региона, который очень сильно отличается от других провинций. Здесь во второй половине XIII века легендарный король Менграй, объединив земли близлежащих тайских и монских княжеств, создал мощное королевство Ланна (или Ланнатхай – «миллион рисовых полей»), столицей которого стал основанный им же в 1296 году город Чиангмай. Наверное, поэтому местные жители гордо называют себя «кхон муанг» – «люди княжества». 

С другой стороны, на культуру Чиангмая (как и соседних провинций) большое влияние оказали бирманцы, которые владели этой землей в течение двух веков. Кроме того, в горах (а это основной ландшафт региона) проживает множество самобытных племен, которые составляют примерно одну десятую часть населения севера страны. Они сохранили свои традиции, язык, письменность, что делает их непохожими на тайцев и привлекает в эти края множество туристов. Пожалуй, самым знаменитым является племя каренов, которые считают идеалом женской красоты длинную шею и потому с детства надевают на девочек металлические кольца-воротники, количество которых со временем увеличивается, за счет чего шея растягивается.

В то же время сегодня Чиангмай – крупный образовательный центр: здесь находится Чиангмайский университет – один из самых престижных в Таиланде. Но, может быть, главное, что позволяет городу динамично развиваться, состоит в том, что, являясь неформальной столицей всего северного Таиланда, он по сути представляет северные ворота страны. Ведь этот регион Таиланда граничит с Мьянмой и Лаосом, отсюда совсем близко до китайской провинции Юньнань, здесь проходят речные маршруты вверх по реке Меконг, а в самом Чиангмае действует крупный международный аэропорт (на форуме были приведены цифры: в 2017 году он принял более 18 тысяч международных рейсов).

А еще несколько лет назад здесь был построен огромный Международный конференц-выставочный центр, расположившийся в живописном месте у подножия гор. Именно в его павильонах и проходил туристический форум. 

Акцент на доступный туризм

Сам форум был учрежден в 1981 году и с той поры стал главной платформой туристического сотрудничества в регионе. Ежегодное мероприятие по очереди принимают все страны-члены АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, объединяющей Таиланд, Вьетнам, Мьянму, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Сингапур, Индонезию, Филиппины и Бруней). В работе форума участвуют не только должностные лица, но и те, кто непосредственно занят в турбизнесе: представители туроператоров, курортов, авиакомпаний, отелей, спа-центров и др. Наряду с традиционными национальными стендами, организаторы ATF-2018 устроили отдельную тематическую выставочную зону, где экспонировались лучшие изделия традиционных ремесел, которыми славятся северные провинции Таиланда: керамика селадон, серебряные изделия, тайский шелк, ароматические масла, предметы декоративно-прикладного искусства, а также органические фрукты и овощи, которые выращивают в рамках королевских проектов. 

В торжественной церемонии открытия приняли участие около 800 человек, а выступивший с приветственной речью министр туризма и спорта Таиланда Веерасак Кохсурат, констатировав, что «за последние десять лет десять стран АСЕАН достигли значительного прогресса в экономическом развитии», выразил надежду, что «нынешний форум придаст импульс развитию городов «второй линии» Таиланда, создаст больше рабочих мест, увеличит доходы от туризма и укрепит взаимосвязанность между странами субрегиона Большого Меконга».

Главная тема нынешнего форума – «Устойчивое взаимодействие, безграничное процветание» – стала поводом поговорить о тех резервах и ресурсах, что как раз и обеспечат воплощение этих слов в жизнь. В связи с этим министры туризма АСЕАН затронули очень важный вопрос. На своем совещании, которое состоялось 25 января под председательством министра туризма и спорта Таиланда г-на Верасака Каусурата, они в официальном заявлении  призвали активизировать усилия, направленные на то, чтобы удовольствие от поездок стало более доступным для людей с инвалидностью, пожилых людей, женщин и детей.

Этот акцент на доступный туризм сегодня особенно важен в свете старения общества в развитых странах, и АСЕАН здесь не исключение. Поэтому «необходимо продолжать инвестировать в соответствующую туристическую инфраструктуру для обеспечения большей доступности для всех».

Что касается уже достигнутых результатов, то в заявлении отмечалось, что в 2017 году, который ознаменовал 50-летний юбилей Ассоциации, страны АСЕАН посетило 125 миллионов иностранных туристов (хотя запланированная планка была 121 миллион). Даже крошечный Бруней с 400-тысячным населением, расположившийся на северо-западном берегу острова Калимантан, планирует довести количество иностранных туристов с 220 тысяч в позапрошлом году до 450 000 к 2020 году. Что же говорить о «тяжеловесах» не только регионального, но и мирового туризма – таких как Таиланд или Малайзия?!

Тайская модель

О том, как развивается туристическая отрасль в Таиланде и какова стратегия Управления туризма этой страны, рассказал участникам форума заместитель главы ТАТ по маркетинговым коммуникациям Танес Пишууван. Он отметил, что Таиланд в прошлом году посетило рекордное число гостей из-за рубежа – 35,4 миллиона человек, что на 8,8% превышает показатели 2016 года, а общие доходы от отрасли должны составить 53 миллиарда долларов США. В новом, 2018 году планируется увеличить этот показатель еще на 8 процентов. 

Такое «замечательное достижение, которым могут гордиться все игроки туристического рынка Таиланда», во многом обеспечивается «непревзойденным географическим положением» страны в центре АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского региона и развитием коммуникационных связей с соседями по региону. Около 30 наземных пограничных КПП открыты для въезда туристов из пограничных стран, быстро развивающаяся Азиатская автомагистраль позволяет выйти на рынок Китая и Индии, железнодорожные перевозки переходят на новое поколение высокоскоростных поездов, а международные аэропорты королевства принимают сотни регулярных и чартерных рейсов со всего мира.

Подробно остановился г-н Пишууван и на новой маркетинговой концепции ТАТ. Особое внимание будет отдано продвижению инклюзивного туризма с использованием туристического потенциала регионов. Для этих целей правительство Таиланда приняло решение о введении налоговых льгот для 55 провинций с целью создания новых туристических продуктов, что позволит привлечь внимание иностранных туристов к внутренним регионам страны. 

И, конечно, по-прежнему будут развиваться такие перспективные нишевые сегменты туризма, как женский отдых, свадебные путешествия, роскошный, приключенческий и гастрономический туризм. 

АСЕАН и Великий шелковый путь

Для Казахстана регион Юго-Восточной Азии интересен не только тем, что многие страны-члены АСЕАН – такие как Таиланд, Малайзия, Вьетнам – являются излюбленными местами отдыха для наших граждан, но и той ролью, какая отводится региону в самом амбициозном проекте XXI века – воссоздании Великого шелкового пути.

В сентябре и октябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин посетил ряд стран Центральной и Юго-Восточной Азии и выдвинул инициативы совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Основные три маршрута сухопутного «Экономического пояса» будут проходить из Китая через Центральную Азию и Россию до Европы; через Центральную и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю и, наконец, в Юго-Восточную Азию и к Индийскому океану. «Морской Шелковый путь» пройдет по маршрутам из прибрежных портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и далее к Европе, а также в южную акваторию  Тихого океана.

Таким образом, проект, получивший позднее название «Один пояс и один путь», свяжет бурно развивающийся регион Восточной и Юго-Восточной Азии с развитыми экономиками Европы через обширные земли в центральной части, имеющие огромные перспективы развития, к которым относится и Казахстан. Сегодня уже более 100 государств и международных организаций выразили поддержку данной программе и стали принимать участие в строительстве «Пояса и пути», в том числе Казахстан (программа «Светлый путь») и страны АСЕАН.

Кстати, возвращаясь к ATF-2018: одним из наиболее значимых мероприятий на форуме стало состоявшееся 24 января заседание национальных туристических агентств по ставшей привычной в последние годы формуле АСЕАН+3, отражающей тесное сотрудничество Ассоциации с Китаем, Южной Кореей и Японией. Среди принятых документов – и «План действий по осуществлению Совместной декларации об отношениях стратегического партнерства между АСЕАН и Китаем».

Так что было бы неплохо, чтобы руководители и ведущие игроки казахстанской туристической отрасли (и не только!) внимательнее присмотрелись бы к тем возможностям, которые предоставляют подобные площадки в плане взаимовыгодного сотрудничества.