Пульс ровный, рукопожатие крепкое

Международная выставка «Туризм и Путешествия» KITF, ежегодно проходящая в конце апреля в Алматы, давно уже стала своего рода кардиограммой, по которой – если внимательно приглядеться к составу участников и тем продуктам, которые они предлагают – можно определить состояние здоровья индустрии туризма республики, разглядеть симптомы недомоганий или, наоборот, признаки выздоровления. 

В этом году на выставке, традиционно организованной компанией Iteca при поддержке Департамента индустрии туризма Министерства культуры и спорта РК, а также Управления туризма и внешних связей Алматы,  были представлены 340 компаний-участниц туристского рынка из 30 стран мира, а также 19 национальных стендов: от Кубы и Бахрейна до Мальдивских островов и Японии. Помимо международного и внутреннего туризма, медицинского и делового, появился концептуально новый сектор: «Недвижимость за рубежом». Важным трендом этого года стало более пристальное внимание к внутреннему и въездному туризму, подтверждением чему явилось усиление экспозиции на национальном стенде Казахстана и проведение разнообразных мероприятий на соответствующие темы. Например, Казахстанская туристская ассоциация (КТА) организовала обучающие семинары «Экологический туризм – тренд индустрии» и «Как открыть гостевой дом».

Впервые состоялся и форум путешественников Almaty Travel Fest, призванный познакомить обычных туристов с профессиональными путешественниками, известными трэвел-блогерами, журналистами и представителями турбизнеса.

Чтобы не отставать от жизни, наш журнал также решил внести свою лепту и учредил призы «Белый слон» для самых интересных стендов по пяти номинациям. К сожалению, слоны пока лишь виртуальные, но надеемся, что наш почин поддержат партнеры из Юго-Восточной Азии и в следующий раз пару-другую слонов обязательно пришлют.

А пока наши эксперты, проведя тщательную инспекцию, сделали следующий выбор.

Лауреаты «Белого слона»

 «Культурное наследие»

Приз в главной номинации за лучшую презентацию культуры своей страны заслуженно достался Индонезии. Посудите сами: именно на ее стенде был представлен редчайший музыкальный инструмент сасанду (по звучанию напоминающий арфу), который с VII века известен лишь в одной точке планеты – на небольшом острове Роти из числа южных островов Индонезии. Причем играл на нем профессиональный музыкант-виртуоз. Здесь же две девушки-танцовщицы в праздничных традиционных нарядах не только показывали свое искусство, но и вовлекали в танец и учили ему всех энтузиастов. Последних хватало в избытке, ибо за наиболее точное воспроизведение различных па выдавался приз. Ну а чашка индонезийского кофе – пожалуй, самого вкусного на выставке – могла бы развеять последние сомнения, если бы они были.

«Курский соловей»

Казалось бы, выбор в этой номинации был предопределен. Сколько в Алматы не приезжают гости из Турции, они всегда поют и делают это замечательно. А что им не петь?! Турция – самое популярное у казахстанских туристов место отдыха, ни одна страна по объему турпотока даже близко не стоит – тут кто угодно запоет! Но в этот раз все карты спутал Ставропольский край. Посланцы Кавказских Минеральных Вод привезли с собой настоящий казачий хор, и стоило лишь грянуть «А я все дивлюся, де моя Маруся!», как белый слон сам сбежал к своим новым хозяевам.

«Самое остроумное решение»

Этот слон достался компании ProTour. Пока Илон Маск всё копошится над своим кораблем для полета к Марсу, казахстанский туроператор уже вовсю начал продавать горящие туры на эту планету и в знак серьезности своих намерений отрядил на KITF настоящего космонавта в скафандре с заманчивым предложением. Что ж, белый слон на Марсе будет выглядеть не менее круто! Забирайте!

«Самый стильный стенд» 

Здесь претендентов было много, но в итоге выбор пал на стенд Алматы. Не могу сказать, что мы увидели что-то сверхвыдающееся, но получилось всё органично, в единой цветовой гамме, и свисавшие сверху яблоки очень неплохо сочетались с древними наскальными рисунками и даже живым беркутом с надетым на глаза клобучком. Зачет!

«Самый оригинальный персонаж» 

Наконец, Белый слон за самого необычного персонажа безальтернативно отправился в Доминиканскую Республику, которая привезла на выставку какое-то чудище в синих одеяниях средневекового падишаха, грозно сверкавшее огромными зубами вурдалака, зелеными глазами с розовыми белками, да еще и рогами в придачу. Оказалось, что это – Diablo Cojuelo (хромой дьявол), главный персонаж доминиканского карнавала. Волей-неволей, чтобы задобрить опасного гостя, пришлось пожертвовать последним слоном.

Историческое интервью казахстанским СМИ

С опаской: как бы не прогневать! – я подошел к неведомому пришельцу, чтобы вручить приз и заодно взять интервью.

– Буэнос диас, сеньор Хромой дьявол! Откуда свалились на нашу голову?

– Я прилетел, чтобы представить доминиканский карнавал, который у нас очень популярен и отмечается весь февраль вплоть до начала Великого поста. Каждый регион нашей страны имеет свои уникальные традиции карнавальных шествий, костюмов и свои персонажи. Вот этот костюм на мне был изготовлен в 2016-м году в провинции Ла-Вега, откуда я родом. Мы с друзьями создали группу Los soberanos, чтобы вместе готовиться к участию в карнавале. Ведь главная особенность праздника – показать свой собственный, не похожий на других карнавал, а потом уже лучшие участники объединяются в Санто-Доминго, где состязаются во время главного парада. 

– А как перенесли долгий перелет? Или вам не привыкать летать с планеты на планету?

– Что-то за последние двести лет тяжеловат я стал на подъем, поэтому всё чаще пользуюсь самолетами. Но неважно, сколько времени длится перелет, – главное, что есть мотивация показать доминиканскую культуру, свой персонаж. 

– Двести лет?.. Сколько же вам сейчас, сеньор дьявол: две-три тысячи? Когда на нашу планету попали?

– Всё началось с того момента, когда в 1492 году достопочтенный Христофор Колумб открыл Америку, и вскоре испанские конкистадоры заселили наш замечательный остров. Вот тогда-то, после слияния европейских традиций карнавалов с обычаями индейцев (а позднее и африканских рабов), я и появился – самый древний из всех персонажей. 

– А зачем вам такие большие зубы и, кстати, чем вы питаетесь? Может, гоняетесь по острову за красивыми девушками, чтобы затем слопать?

– Это секрет. Но вообще, дьявол всегда жаден до греха и голоден. 

– А где сеньор дьявол любит отдыхать в Доминикане? Есть любимые места?

– Да, пожалуй, у себя дома – в Ла-Веге.

На этом месте к разговору присоединилась руководитель доминиканской делегации – представитель министерства туризма этой республики Александра Стрельцова.

– А вы знаете, – сказала она, – что популярная присказка «страшные снаружи, добрые внутри» очень подходит к нашему персонажу? Сейчас я возьму волшебную палочку – и мы расколдуем это чудо-юдо, чтобы все увидели, какая у него на самом деле душа.

И действительно, пара взмахов невесть откуда взявшейся волшебной палочки – и вот уже на том месте, где только что перед нами щелкало зубами страшилище, вдруг оказалась очаровательная улыбающаяся сеньорита, которую вы видите на нижнем снимке.

Доминиканский юбилей

А пока девушка привыкала к своему расколдованному виду, Александра рассказала о том, чем еще радовал посетителей стенд Доминиканы.

– Мы участвуем на KITF с 2014-го года, так что сегодня у нас маленький 5-летний юбилей. И в этот раз, помимо отельных цепочек (а их у нас представлено пять), нам наконец-то удалось привезти представителей наших культурных традиций. Только что вы видели одного из главных персонажей доминиканского карнавала. Интересно, что его сложный костюм весит более 7 кг.

Такой яркий образ всегда привлекает внимание, и настоящие фанаты карнавала создают подобные костюмы в течение всего года. Конечно, он может вызвать у кого-то испуг, но равнодушно уж точно никто не пройдет. И все эти дни и участники, и посетители выставки с удовольствием фотографировались с ним. Мы рады, что нам удалось показать живую частичку карнавала, который у нас ничем не хуже бразильского, поверьте мне. Для событийного туризма – это настоящий клад. 

Во-вторых, у нас на стенде работает мастер по изготовлению сувенирных украшений из ларимара – полудрагоценного камня, который можно найти только в Доминиканской Республике. Иногда его ошибочно сравнивают с бирюзой, но ларимар обладает гораздо большим количеством оттенков. Этот мастер – представитель семейного бизнеса: они обрабатывают камень, шлифуют, оправляют в серебро (ларимар особенно хорошо смотрится именно в серебре). Все изделия эксклюзивные, их можно было на выставке приобрести, что посетители активно и делали. Поэтому приятно было видеть, что культура Доминиканы вызывает большой интерес в столь удаленной от нас стране, как Казахстан.

Были и другие новинки. Мы наконец-то запустили на нашем сайте GoDominicana.kz онлайн-академию для турагентов. Я считаю, что туристический рынок Казахстана достаточно вырос для того, чтобы сформировать здесь команду квалифицированных специалистов по Доминиканской Республике. После успешного прохождения онлайн-курса турагент получит диплом, его фотография и контакты появятся в галерее экспертов, и любой турист при поиске тура или какой-либо информации сразу сможет обратиться к этому человеку и агентству, которое он представляет. А самые успешные выпускники получат возможность участвовать в различных поездках по Доминикане: событийных, ознакомительных, обучающих. Кстати, первая из них состоится уже в октябре. Это будет выставка Discover of Puerto Plata, которая пройдет на севере страны в Пуэрто-Плато. 

Также традиционно мы провели на KITF обучающий семинар и вновь встретились с нашими турагентами, хотя совсем недавно организовывали роуд-шоу. Можно сказать, закрепили материал.

В следующем году мы надеемся представить еще кого-нибудь из персонажей карнавала, а также, возможно, крутильщика сигар, потому что всё это – часть доминиканской культуры и ее нужно постигать прежде всего через собственный опыт.

Возвращение

Еще одним, может быть, не столь замеченным, но весьма показательным событием стало участие в выставке после двухлетнего перерыва одного из крупнейших казахстанских туроператоров Tez Tour Kazakhstan. Ведь девальвация тенге в августе 2015-го года очень сильно ударила по всему туристическому бизнесу республики, особенно тому сегменту, что связан с выездным туризмом. И возвращение крупных игроков на мероприятие, участие в котором – удовольствие не самое дешевое, говорит о том, что за прошедшие два года туристический рынок приспособился к новым реалиям, нарастил мускулы и готов двигаться вперед.

Вот что рассказал генеральный директор Tez Tour Kazakhstan Талгат Даиров.

– С тех пор как в 2006 году международный туроператор Tez Tour пришел в Казахстан и была создана компания Tez Tour Kazakhstan, мы сразу же стали принимать активное участие в выставке KITF, награждались дипломами. Но со временем, когда бренд уже был раскручен, нас знали по всему Казахстану, хорошо шли продажи, острой необходимости тратить дополнительные деньги на выставку не было – мы начали применять другие формы привлечения турагентств. Стали организовывать воркшопы в Алматы и Астане, с зарубежными отельерами делали точечные выезды в разные города Казахстана и проводили там семинары, презентации, знакомили со спецификой нашей работы. Ежегодно для лучших агентств организовывали роуд-шоу с гала-ужином, где в неформальной обстановке можно тесно пообщаться и обменяться опытом.

Поэтому, когда после девальвации тенге времена наступили непростые, мы два года в выставке не участвовали. Но в этот раз, чтобы продемонстрировать, что дела идут успешно, мы снова вышли с одним из самых больших стендов, пригласили зарубежных партнеров: на нашем стенде работали 10 отелей из Турции, 5 из Китая и 12 из Египта. Было также представительство Tez Tour в Таиланде. И все три дня выставки они активно общались и с агентствами, и с индивидуальными туристами.

– Остались ли довольны ваши партнеры итогами выставки? Удалось ли подписать важные договоры, соглашения?

– Еще одной из причин, почему мы пару лет назад отказались от участия в выставке, стало то, что первоначальное предназначение подобных мероприятий было совсем иным. Участники приезжали сюда со своим продуктом по сути как продавцы. А среди посетителей находили покупателей. В те времена на KITF активно заключались контракты, договоры. Но сейчас, когда идет планомерная круглогодичная работа и мы имеем контракты на несколько лет вперед, такая необходимость отпала. Теперь подобные выставки носят, на мой взгляд, больше имиджевый характер, помогают компаниям поддерживать свое реноме на должном уровне. Участники и посетители видят, что это крупный оператор, с большими возможностями – с ним можно иметь дело. 

Кроме того, мы с первых же лет использовали дни проведения выставки для перезаключения годовых договоров с нашими агентствами. Это было удобно и для них, и для нас. Даже календари мы печатали на период с апреля по апрель. 

Так что наши партнеры, которых мы в этот раз пригласили, приехали больше для того, чтобы изучить казахстанский рынок, его возможности, установить личные контакты. И они остались довольными, тем более что к выставке мы вновь приурочили воркшоп, на который зарегистрировалось около 650 агентств – почти в два раза больше, чем в прошлом году. 

Поэтому мы рады, что вернулись на выставку. И тот эффект, на который мы рассчитывали, получили.

Что ж, такая заинтересованность в выставке со стороны самых разных участников настраивает на оптимистичный лад, и есть хорошие предпосылки как для развития отечественного туризма, так и для того, чтобы KITF со временем перерос свой региональный статус, конкурируя с ведущими выставками мира.