Аскар БАТАЛОВ: «В туризме – как в футболе: каждый знает, как им руководить»

В Алматы завершил свою работу III международный гостиничный форум. Одним из самых запоминающихся на нем стал спич вице-министра культуры и спорта РК Аскара Баталова, который курирует сегодня работу Комитета индустрии туризма. Вот наиболее яркие моменты этого выступления.

За последние 5-7 лет в нашей стране было разработано несметное количество программ и мастер-планов по развитию туризма. Все, кого не спросишь, знают, что надо делать в этой сфере и тут же предложат множество самых чудодейственных рецептов. Это как в футболе – все знают, как надо играть и тренировать, только почему-то чемпионом мира сборная Казахстана до сих пор не стала.

Для себя в министерстве мы определили, что постараемся быть уполномоченным органом действия. Стратегические программы определены. Что же мы конкретно хотим сделать в 2017–2018 годах?

Статистика

Это очень важный элемент для понимания, в какой точке мы сегодня находимся. К моему великому сожалению, та методология, которую использует наш комитет по статистике, приводит к следующему факту: иностранных туристов у нас на сегодня 6,5 млн человек в год. Вы верите в эти цифры? Я тоже – нет. Потому что анализ показывает, что из этих 6,5 млн (даже, скорее, не человек, а посещений) 4 млн дают Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Это трудовые мигранты, которые транзитом пересекают нашу границу на юге, а через сутки выезжают на севере. Нужно ли нам их учитывать? Для статистики, возможно, нужно. Но они точно не должны попадать в графу «туристы».

Еще у нас имеется множество методологий (в том числе от Всемирного банка) определения вклада туристской отрасли в ВВП. По одной из них у нас – 0,9%, по второй – 2,1%, по третьей – даже 5,3%. Среднестатистический показатель по миру – 10%, Грузия в прошлом году показала 15,8%, ОАЭ – 4,8%. При этом мы почему-то пока далеко не Эмираты. Поэтому мы создали совместно с министерством национальной экономики рабочую группу, чтобы со всем этим разобраться. 

Визы

Все говорят: «У вас рядом Китай! 180 млн туристов по всему миру, которые оставляют 260 млрд долларов в разных странах. Почему бы вам не либерализовать визовый режим?». Сегодня у нас есть ADS-визы для групп китайских туристов и деловые бизнес-визы. Большой шаг – введение 72-часового пребывания граждан КНР, следующих транзитом через аэропорты Алматы и Астаны в третьи страны. Пока это сделано в рамках пилотного проекта на время проведения ЭКСПО. Я считаю, что эта выставка стала тестом в целом для страны, насколько мы сегодня способны работать с иностранными и отечественными туристами. Тот мобилизационный режим, в котором вся страна работает на ЭКСПО, должен, на мой взгляд, и в дальнейшим сохраниться на благо туризма в целом. 

«Открытое небо»

Элементы этой программы в рамках ЭКСПО уже действуют. Астана открыла небо для финнов, поляков, венгров. Лоукостеры этих стран вовсю осваивают казахстанское направление. Давно уже на наш рынок зашел Аэрофлот. И то, что мы становимся транзитным хабом, – будет нашей фишкой. Да, необходимо помогать нашим отечественным авиаперевозчикам, но если опыт ЭКСПО покажет, что за счет лоукостеров количество туристов увеличилось, думаю, что министерство по инвестициям и развитию будет выходить с предложением, чтобы эту программу продолжить дальше.

Дороги

Сегодня мы берем займы у банков только для строительства дорог. Страна огромная, чрезвычайно важны транспортные коммуникации. Когда нас сравнивают с Малайзией или Турцией, мы говорим, что надо сравнивать с Австралией. Важно, чтобы мы не только привлекали туристов в Казахстан, но и обеспечивали им нормальные условия перемещения внутри страны. 

В рамках проектного управления мы с местными исполнительными органами отработали вопросы по финансированию строительства дорог местного значения. Сейчас программа, которая создавалась нашими предшественниками, проработана еще детальнее – для каждой конкретной дестинации, кластера, области.

 «Чистый туалет»

Наша придорожная инфраструктура – всё та же притча во языцех. И в первую очередь это касается туалетов, которыми невозможно пользоваться. Мы стесняемся об этом говорить, а между тем этот вопрос надо поднять на уровень общества. И сегодня мы готовим отдельную программу, отдавая при этом отчет, что расстояния между районными центрами могут составлять до 100 км. А значит, мы должны вовлекать сельское население. Предстоит большая работа с местными акиматами и бизнес-сообществом. Разрабатываем вопросы спонсорства со стороны крупных компаний, находящихся на территории этого региона. Это кропотливая работа, которую мы сейчас ведем совместно с компанией «КазАвтоЖол». В народе эта программа должна называться «Чистый туалет». Чтобы руководству районов и сел было стыдно, когда в соцсетях начнут выкладывать фотографии таких мест.

Сакральный пояс Казахстана

Название дано по аналогии с Золотым кольцом России. В республике много замечательных исторических и сакральных памятников. Мы бы очень хотели, чтобы наши туроператоры вместе с местными краеведами и музеями создали качественные продукты по этой теме. Кроме того, это еще и развитие детско-юношеского, приключенческого, экологического туризма. Мы бы не хотели позиционировать себя только как страну Шелкового пути. Да, Казахстан – часть Шелкового пути, но в мире этот маршрут ассоциируется чаще с Китаем и Узбекистаном. У нас есть собственные ресурсы: Великая степь, кочевники, номады. 

Кадры

Сегодня у нас в стране 47 учебных заведений готовят специалистов для туристской отрасли. Кто эти люди, куда они устраиваются, на что способны – этот мониторинг никто не ведет. Считается, что это должен регулировать рынок. Вузы выпускают специалистов широкого профиля: историков, географов, которые затем просто растворяются в стране. На мой же взгляд, необходимы специалисты узкого профиля, которые будут работать либо в гостиничном бизнесе, либо гидами-экскурсоводами. И надо определить четкие критерии, кто должен их готовить. А поскольку мы сейчас ставим по въездному туризму высокую планку – от 2 до 7 млн человек в год, – вопрос о гидах и экскурсоводах становится чрезвычайно важным. Ведь кто все эти миллионы туристов будет обслуживать? Я уж не говорю о гидах-переводчиках. А вакуум может быстро заполниться «китайскими товарищами». Они на этом деле набили руку в России, которая либерализовала этот процесс. В результате даже на международных выставках на российских стендах сидят китайские специалисты, хорошо говорящие по-русски и с именами Петя или Сережа. Наша принципиальная позиция – гидом и экскурсоводом у нас может быть только гражданин РК. Иначе будет угроза для отечественных туроператоров.

Шопинг-туризм южной столицы

Алматы и Астана – два города, которые будут сейчас между собой конкурировать – причем очень жестко – за привлечение делового туриста. Когда ЭКСПО закончится, в столице останется множество объектов, построенных для проведения конференций, конгрессов, культурных мероприятий. Начнется битва за одних и тех же клиентов. Поэтому я бы хотел предложить Алматы – помимо делового, культурного и горного туризма – развивать еще и шопинг-туризм. У китайских туристов сейчас съезжает крыша от брендов. В Air Astana сейчас тысячи перебронирований авиабилетов из-за введения 72-часового режима для транзитных китайских пассажиров, которые готовы поменять билеты, остаться на три дня, посетить ЭКСПО. Но при этом главное направление: Пекин – Астана – Париж. Люди едут за покупками. У Алматы есть очень хороший в этом отношении потенциал и возможности, чтобы построить загородные моллы, где китайские туристы смогут как следует отовариться. 

Текст и фото: Владимир КАКАУЛИН